Перейти к основному содержанию

Фермер как составная бизнес-среды

11 декабря, 20:14
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Земельная реформа и экономические преобразования в сельской сфере создали абсолютно новые условия для жизни крестьян и функционирования сельскохозяйственных производителей. В течение десяти лет произошли коренные изменения в жизни украинского села, возвратившие в практику такие понятия как «хозяин», «частная собственность», «самостоятельное ведение хозяйства» и так далее. Все чаще и чаще нам встречается термин «агробизнес». Что он означает?

На первый взгляд это просто предпринимательство в сельском хозяйстве или в агропромышленном (агропродовольственном) комплексе. Однако такое определение раскрывает только одну — структурную сторону агробизнеса, не раскрывая некоторых базовых принципов его функционирования. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, вспомним недавнюю историю.

Как утверждает известный и авторитетный польский экономист Августин Вось (Awgustyn Wos), «агробизнес никто не придумал, он является результатом длительного развития экономики». Известно, что сельское хозяйство — одна из самых старых отраслей человеческой деятельности. Вследствие постоянного развития и общественного разделения труда именно из сельского хозяйства выделились другие отрасли, и этот процесс не прекращается и по сегодня. Но сельские и даже сельскохозяйственные виды деятельности сегодня теряют свои «сельские» признаки и индустриализируются. Взгляните только на такие производства как птицеводство, семеноводство, кормопроизводство — во многих случаях предприятия такого направления в экономически развитых странах — это своеобразные промышленные комплексы.

С другой стороны, современное сельское хозяйство требует и соответствующих значительных средств производства. Интенсификация и жесткая конкуренция среди сельскохозяйственных производителей вынуждают их применять новые машины, технологии и приемы труда. В экономически развитых странах создана система мощных и менее значимых компаний и фирм, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства, осуществляющих закупку, хранение и вторичную реализацию аграрной продукции. Поразительны достижения перерабатывающей отрасли, трансформировавшей все предыдущие представления о пищевой промышленности и сами продукты питания. Глубина переработки сельскохозяйственной продукции, качественные характеристики продуктов на самом деле поразительны. И все это часто делается под давлением торговой (сбытовой) системы, требующей продукты, имеющие хорошие внешние показатели, хорошо хранящиеся, не портящиеся и являющиеся унифицированными. Многим жителям Украины уже пришлось попробовать хлеб, долго не черствеющий, помидоры, не портящиеся месяц без охлаждения, колбасу, остающейся розовой целую неделю, лимонад, который сам может быть консервантом и тому подобное. Это только начало наступления на потребителя, но это и новые требования к сельскохозяйственным производителям. Требования, которые они будут вынуждены выполнять, постоянно растут. Так, один из чиновников Госстандарта сообщил, что запрещает своей семье покупать свыше десятка видов продуктов. Вдумайтесь, нам он позволил, но своим близким — нет.

Конкуренция — это один из самых жестоких видов соревнования, проигрыш в котором, особенно в сельском хозяйстве, может означать не только банкротство, но и потерю почти всего, что нажито предыдущими поколениями, включая жизненную ориентацию. Я убежден, что роль и значение конкуренции в украинском обществе, в экономической мысли в частности, еще не оценены в достаточной мере. Именно по причинам растущей конкуренции сельские хозяева заинтересованы в определенной стабильности своей деятельности, чего нельзя достичь без сотрудничества между собой и партнерами из смежных отраслей. Такое долговременное сотрудничество называется интеграцией.

Современная экономика знает много направлений и способов интеграции (объединения интересов). Самые известные базируются на договорах сотрудничества (партнеры заключают контракты долговременного действия), отношениях аренды (один из партнеров арендует производственные мощности другого) или отношениях собственности (один из партнеров владеет частью собственности другого через долю в уставном фонде, владение ценными бумагами, вхождение в число учредителей и тому подобное).

Все более распространенной становится и интеграция, базирующаяся на взаимных экономических интересах. Такое сотрудничество в сфере сельского хозяйства и агробизнеса заключается во взаимовыгодных компромиссах в пределах так называемых продуктовых цепей. Что такое продуктовая цепь и какое отношение она имеет к агробизнесу?

Если проанализировать экономические отношения по производству каждой отдельной группы продуктов, то можно проследить, что значительная часть их участников связана длительным сотрудничеством и даже взаимным доверием. Все производители молочных продуктов составляют своеобразную последовательную цепь. В представлении городского жителя производство молока сосредоточено на молокозаводах, подобным же образом рассуждают оптовики, но все они осознают, что реальными производителями молока являются сельскохозяйственные предприятия и хозяйства. Поставщики и обслуживающие предприятия не будут иметь заработка, если вся система не будет работать. Именно такие совокупности партнеров по производству отдельных групп продуктов называют термином «продуктовая цепь». Например, «молочная цепь» начинается с поставки кормов, оборудования и сервисной службы, обслуживающих непосредственное производство молока. За ними идут заготовка и оптовая торговля. Далее молоко попадает на переработку и изготовление молокопродуктов. После этого за дело берется оптовая торговля и дистрибуция молокопродуктов. А на последнем этапе к делу привлекается розничная торговля. Это мы описали движение продукции и услуг. А вот финансовые потоки идут в обратном направлении: от розничной торговли к организациям, занимающимся поставкой кормов, технических средств и их обслуживанием.

Понятно, что все участники агробизнеса в пределах каждой «продуктовой цепи» связаны экономическим интересом, а успех кого-либо из них невозможен без успешной работы всей системы. Если только одно из звеньев пренебрежет интересами других (а это наблюдалось совсем недавно, когда сдавать молоко на переработку было экономически не выгодно), то во всей системе произойдет сбой, от которого тяжело излечиться. В итоге убытки несут все. Именно поэтому, в упрощенной трактовке, все участники продуктовой цепи должны координировать свою деятельность так, чтобы к потребителю поступило нужное количество продукции (верхняя линия), а к начальному производителю вернулось такое количество денег, которое бы позволило работать на расширенное воспроизведение.

Как видим, «продуктовая цепь» — это не только экономика, это новая философия бизнеса, чем-то напоминающая и целиком вписывающаяся в созданную на западе на протяжении жизни многих поколений новую философию сотрудничества работодателей и наемных работников.

Термин «агробизнес» зародился в США как новая организация сельского хозяйства. Известные американские экономисты, теперь уже классики теории агробизнеса, Дж. Дейвис (John H. Davis) и Р. Голдберг (Rodjer A. Goldberg) впервые ввели это понятие в научную практику в 1955 году. А уже в 1957 году увидел мир их фундаментальный труд «Концепция агробизнеса» (Concept of Agribusiness), положивший начало научному изучению этого сектора экономики.

С точки зрения этих ученых, агробизнес — это такая система интеграции американских фермеров с партнерами по поставке, переработке и дистрибуции продуктов, которая позволяет установить действенный контроль над всеми взаимозависимыми участниками и взаимную выгоду от фермы до супермаркета и потребителя (from the farm gate to consumer table). Известный экономист Дж. Сакс указывает, что именно они — отношения нового типа, определяют суть агробизнеса. В научном багаже Дейвиса и Голдберга также один из самых популярных трудов по теории агробизнеса — «Фермер в костюме бизнеса». Это один из ярких примеров доступного изложения теории для массового пользователя. Ведь не зря Курт Левин утверждал, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Результаты не заставили себя ждать: американская система организации сельского хозяйства получила явно выраженную предпринимательскую направленность. Не зря же в официальном издании Госдепартамента США «Экономика Соединенных Штатов: очерк» сказано, что «сельское хозяйство Соединенных Штатов постепенно превращается в «агробизнес». Именно агробизнес является воплощением изменений, произошедших в американском сельском хозяйстве в конце XX века.

Таким образом, и всем участникам предпринимательской деятельности в аграрной сфере сегодня можно дать одну единственную рекомендацию: чем быстрее они сумеют объединить свои интересы, скоординировать деятельность, станут помогать и поддерживать друг друга, тем быстрее добьются успеха и тем более длительным этот успех будет.

Примеров такого подхода становится все больше и в Украине. Переработчики сельскохозяйственной продукции заключают долгосрочные контракты относительно закупки сырья определенных параметров, предоставляют помощь в покупке семян, технологического оборудования, машин, горючего и смазок, контролируют качество технологии и продукции. Это, конечно, требует от них определенных средств, иногда и существенных. Однако в награду они получают то, что больше всего ценится в рыночной экономике: продукцию заданных параметров и в необходимых количествах. Сегодня переработчикам нужны не зерно, картофель, овощи или мясо вообще, а зерно, картофель, овощи или мясо заданных параметров. Например, картофель для производства чипсов, крахмала, замораживания, сушения и тому подобное. Производители такой специализированной, произведенной по заказу продукции всегда будут иметь конкурентные преимущества.

Специализация производства особенно полезна именно для небольших частных производителей, большинство из которых поняли бесперспективность конкуренции с крупными реформированными сельскохозяйственными предприятиями. Время, когда фермеры могли производить «всего понемногу», уже проходит. Только выбор своей, специфической ниши рынка, которая была бы выгодной именно в небольших масштабах производства и имела конкретного потребителя, дает шанс на долговременный успех. Уже сейчас можно найти немало примеров, когда хозяин, специализируясь на производстве моркови, капусты, цикория или козьих молокопродуктов (перечень может быть значительно большим, главное — найти выгодный продукт и стабильного, надежного потребителя), значительно опережает в экономическом развитии своих соседей или коллег, стремящихся к универсальности.

Исходя из этого, следовало бы действовать и власти, для которой одним из неотложных заданий является сохранение прослойки украинских фермеров и так называемых селян-самостійників. Поэтому стоит переключить внимание с исключительно сельскохозяйственного производства на аграрный рынок, предпринимательскую среду агробизнеса. Ведь основное задание государства в сфере сельского хозяйства — создание благоприятной предпринимательской среды. Кроме обычного набора рыночной аграрной политики: льготного налогообложения, облегчения доступа к кредитным ресурсам, поддержки технического прогресса и содействия развитию сельских территорий, власти следует предусматривать и мероприятия по стимулированию интеграции и объединения участников агробизнеса, страхованию их экономических рисков, предоставлению определенных гарантий и тому подобное. Это, конечно, мероприятия более сложные и не такие эффективные, а главное — более затратные, чем разовое и «добровольное» реформирование сельскохозяйственных предприятий, однако без этого построить современное сельское хозяйство на основах агробизнеса практически невозможно. Они требуют комплексной разработки, а их реализация невозможна в пределах обычных управленческих структур.

Призрачны и надежды на то, что, произведя определенное рекордное количество продукции, мы достигнем производственных параметров западных государств, и наше сельское хозяйство также выйдет на передовые позиции. Аграрная политика в экономически развитых странах является чуть ли не самой ценной статьей бюджетных расходов. Украина в этом не может быть исключением.

Однако нужно признать, что бизнес никогда не был сильной стороной украинского крестьянства. Даже в годы относительного процветания сельского хозяйства его продукция, проходя через руки посредников, приносила больше выгоды именно им. Не исключение и сегодняшняя ситуация. Поэтому очевидна потребность учить крестьянина «делать бизнес». Возможно, следует начинать с переобучения специалистов. Но и до сих пор в государственных стандартах образования, в типичных учебных планах нет ни одного учебного предмета предпринимательского направления! Даже на такой «профильной» специальности как «Экономика и предпринимательство». А совсем рядом, в Польше, Чехии или других центральноевропейских странах можно найти по 7—10 таких специализированных курсов или учебных предметов. Что, опять идем своим путем?

Развитие частного предпринимательства в сельской сфере, усиление предпринимательской ориентации сельскохозяйственных предприятий являются однозначно позитивными явлениями, которые будут содействовать реальному формированию рыночной экономики. Однако они будут иметь последствия не только в экономике, но и в других сферах общественной жизни. Ведь заново формируется новая социальная группа сельских жителей — хозяев, у нас величаемых фермерами. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что именно сельские предприниматели составляют социальную базу демократии и общественного развития. Уже сейчас они — мощная сила влияния на местном уровне. Агробизнес требует существенного переосмысления этих изменений и их учета при формировании местной и государственной политики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать