Картины, наполненные временем
В Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка произведений Карела Якубека
Накануне выходных в Национальном музее Тараса Шевченко открылась выставка произведений живописи и графики из частных коллекций известного луцкого художника Карела Якубека, а также состоялась презентация альбома его работ. Впервые в столице представлено такое количество картин, созданных в 40 — 70-х годах мастером с Волыни. Организация этой многочисленной экспозиции стала возможной при содействии Волынской областной организации Национального Союза художников Украины и Волынского землячества в Киеве. Фактически, торжественность превратилась в неформальное собрание волынян: «местных» — тех, которые приехали из Луцка (искусствовед Зоя Навроцкая, преподаватель университета Ирина Констанкевич, искусствовед, распорядитель альбома Олег Сидор...) и «диаспорных» — тех, которые живут здесь (главный редактор «Дня» Лариса Ившина, народный депутат Владимир Карпук, режиссер Сергей Архипчук, заслуженная артистка Украины Светлана Мирвода...).
Карел Якубек родился в Ужгороде. Одним из его первых учителей был талантливый художник Михаил Розенберг. В дальнейшем он творчески совершенствовался в «Свободной академии искусств» города Надьбанья (теперь Бай-Маре, Румыния), а впоследствии — и в Будапештской академии искусств.
Жанровый диапазон художника — это портреты, пейзажи, композиции. Хотя, как отмечают искусствоведы, пейзажная живопись стала ключевой в творчестве мастера: горные панорамные пейзажи, согретые присутствием человека, переданы широкой колористической палитрой с виртуозной техникой исполнения.
И ныне в свои 83 года художник живет внутренней творческой жизнью и стремится творить.
На выставке представлены работы как закарпатского, так и луцкого периодов.
«Когда в 1964 году Карл Михайлович появился в Луцке, — рассказывает искусствовед Зоя Навроцкая, — у города была достаточно спорадическая художественная жизнь. Он же с собой привез традиции Восточной и Западной Европы, опыт, в конечном счете, вдохновение, и сразу же вывел Волынь на европейское творческое пространство. Карел Якубек жил душой в Париже, сопереживал развитию искусства с мюнхенскими традициями, учился в Будапеште (Венгрия) и Бай-Маре (Румыния). И когда мы смотрим на созданные им работы, чувствуется европейская эстетика — эстетика свободного человека, так как будто он и не жил в советском тоталитарном прошлом. Взгляните на один из его пейзажей, где только облака, закат солнца и вода. Какая гармония! Какой вкус! Смотрю на его картины и млею от простоты и неприхотливости, которые сейчас, в ХХI веке, кажутся просто уникальными».
«Эти произведения ценны прежде всего тем, что нарисованы в 50—70-х годах, и, так сказать, наполнены временем, отстоянные, которые впитали в себя дух эпохи, — продолжает художник Владимир Гарбуз. — Тем они и интересны. Потому что мы уже живем в глобализированном техническом мире, с другими скоростями, где возникают различные модерные направления в живописи и, очевидно, современные художники по-другому воспринимают мир. А картины (пейзажи, натюрморты, портреты) Карела Якубека писаны с натуры (этот натурный импульс чувствуется), и в них передана и сохранена эта действительность и непосредственный контакт с Богом».
Если бы работы тех художников, которые находятся в столицах украинских земель, постоянно представлять в Киеве, то это, очевидно, привело бы к тому, что украинцы лучше знали друг друга.
Экспозиция произведений Карела Якубека продлится до 18 декабря.
Выпуск газеты №:
№212, (2006)Section
День Украины