Ежи Гедройц: проект для новой Европы
В Киеве состоялась Международная конференция памяти великого друга свободной Украины
Имя великого польского мыслителя-гуманиста, общественного деятеля, многолетнего редактора и издателя польского журнала «Культура», выходившего в Париже с 1947 года, выдающегося сторонника идей новой, демократической и целостной Европы Ежи Гедройца (27.07.1906— 14.09.2000) еще, к величайшему сожалению, очень мало известно гражданам Украины. Если спросить «рядовых» наших соотечественников: знают ли они, кем, собственно, был Гедройц, что он сделал для народов Польши, Украины, всей Восточной Европы — есть основания ожидать (посмотрим правде в глаза), что только несколько процентов «схваченных» социологами людей смогли бы дать более или менее конкретный ответ, и даже что-то сказать о Гедройце — деятеле международной культуры, почетном докторе десятков европейских университетов, лауреате высших государственных наград Польши, Франции, Литвы, Эстонии, Бельгии, Румынии и ряда других стран (Украина в 1998 году признала необходимым отметить Гедройца далеко не высшей государственной наградой — знаком отличия президента «Орден «За заслуги»...). Впрочем, можно сказать короче и проще: речь идет именно о том человеке, благодаря интеллектуальной честности и мужеству которого Польша сейчас имеет дружеские, доверительные отношения со своими непосредственными восточными соседями (Украиной, государствами Балтии), победив кровавое, трагическое наследие прошлых столетий, а народы Восточной Европы (и не только они!) в полной мере стали составляющей общей системы безопасности, базирующейся на общих демократических ценностях, фундаментом которых являются права человека.
Памяти Ежи Гедройца, актуальности его идейного наследия для Польши, Украины, других восточноевропейский государств была посвящена международная конференция «Європа — минуле і майбутнє. Візії і ревизії», состоявшаяся в эти дни в Киеве. Важность этого масштабного мероприятия подчеркивал не только тот факт, что оно проходило под почетным патронатом президентов Украины и Польши Виктора Ющенко и Леха Качинского, но и то, что 2006 год был провозглашен ЮНЕСКО Годом Ежи Гедройца (еще одно абсолютно правомерное признание заслуг этого выдающегося польского демократа!). Открывая конференцию, посол Польши в Украине Яцек Клочковский назвал такой шаг ЮНЕСКО абсолютно естественным, ведь речь идет «о самом выдающемся польском политическом мыслителе ХХ века, фигуре европейского и мирового масштаба, человеке, который был не просто свидетелем событий исторического значения, но и влиял на эти события в очень большой степени».
«Невозможно переоценить роль Гедройца в переводе украинско-польских отношений в русло дружеского сотрудничества и партнерства; огромная его заслуга в том, что именно Польша первой признала в 1991 году независимость Украины», — отметил господин посол, прибавив, что польские интеллектуалы никогда не забудут о той колоссальной поддержке, которую в свое время оказывала «Культура» Гедройца политической и духовной оппозиции в стране.
После оглашения приветствия участников конференции от имени Президента Виктора Ющенко (в котором, в частности, отмечалось, что «в Украине с огромным уважением вспоминают слова Гедройца: «Утверждение независимой Украины и ее участие в объединенной Европе являются для нас делом первоочередной важности») слово взял профессор Гарвардского университета (США), директор Института критики Григорий Грабович. «Гедройц велик и ценен для нас тем, что он изучал и постоянно поднимал вопрос целостности Европы; как раз сейчас этот вопрос становится для нас особенно актуальным, — подчеркнул профессор Грабович и продолжил свою мысль, — Украина только тогда может войти в Европу, когда она станет Европой, создаст Европу в своем сердце на своей земле, а следовательно, сделает необратимым дело демократии. Об этом думал, говорил и писал Ежи Гедройц».
Евгений Быстрицкий (Международный фонд «Відродження») пожелал конференции сделать в своей работе ударение на том, что культура является основой, фундаментом любой политики. «Эта конференция, наверное, будет выходить за пределы исключительно отношений между двумя нациями, двумя народами — Украиной и Польшей, так же как и Ежи Гедройц и его «Культура», работавшие в русле проекта единой Европы, выходили далеко за эти пределы», — сказал господин Быстрицкий. А посол Франции в Украине Жан-Клод Везиан акцентировал внимание присутствующих на особенной глубине и злободневности понимания Гедройцем «разнообразия национальных культурных структур, которое, все же, проявляется в их единстве». Посол Литвы Альгирдас Кумжа рассказал о «литовских корнях» рода Гедройца (еще в средние века его далекий предок Меркелис Гедрайтис активно занимался книгопечатанием, учился во многих европейских университетах), упомянув об отвращении этого истинного гуманиста к любым формам ксенофобии и национальной нетерпимости. «И украинцы, и мы, литовцы, — все мы не забудем этих слов Гедройца, повлиявших на сознание поляков и, более того, изменивших ход истории: «Поляки должны окончательно признать и понять, что будущее Украины — это Украина со Львовом, будущее Литвы — это Литва с Вильнюсом, а будущее Беларуси — это Беларусь с Гродно!» Мицкевич, Гедройц и Нобелевский лауреат поэт Чеслав Милош — вот те фигуры из области духа, которые соединяют и будут соединять всех поляков, заметил господин Альгирдас Кумжа.
Острая актуальность идей Гедройца стала еще более ощутимой и более рельефной для присутствующих после выступления известного российского общественного деятеля, правозащитницы и писательницы Натальи Горбаневской. Она особенно высоко оценила роль «Культуры» Гедройца как «общего органа всех восточноевропейских интеллектуалов, а позже — внутренней оппозиции в восточноевропейский странах». Наталья Горбаневская отдельно и подробно остановилась на уникальной роли Гедройца в сближении демократических интеллектуальных сил не только Польши и Украины, но и Украины и России. Имеется в виду широко известная на Западе (но не у нас!) «Декларация по украинскому делу» («Культура», выпуск 5, 1977 год), принятая по инициативе Ежи Гедройца и подписанная, в частности, им самим, Виктором Некрасовым, Владимиром Максимовым, Владимиром Буковским, Натальей Горбаневской, Юзефом Чапским, Павлом Тигридом, Домиником Моравским и другими правозащитниками. Актуальность этого документа именно сейчас, в момент сознательного раздувания национал-имперского психоза в России, такова, что, по- видимому, не обойтись без длинной цитаты. Так, «анализ сходств и отличий между российским империализмом прошлого столетия и современным советским империализмом был бы задачей второстепенной или даже затемняющей суть дела. Потому что сутью этой является сам империализм, независимо от того, в какой форме он проявляется, какой мотивацией или маской пользуется, в каких исторических условиях действует. Невозможно не упомянуть здесь и обид, нанесенных Украине многовековым польским империализмом. Независимо от форм, целей и предпосылок, империализм делает двойное зло — и порабощенным народам, его жертвам, и имперским нациям (! — И.С. ). В то же время нельзя закрывать глаза и на одну фундаментальную разницу: в противовес царской России, Советский Союз является сегодня последней колониальной империей в мире, и рано или поздно объединенное движение национального освобождения должно нанести удар и его анахроническому существованию... Поляки, чехи или венгры имеют несравненно больше возможностей для сохранения своего национального и культурного самосознания, чем украинцы, белорусы, балтийские или мусульманские народы. Первые подпадают под процессы советизации, но еще не русификации. Вторых еще и русифицируют, к тому же с каждым годом все интенсивнее. Однако судьбы и тех, и других тесно переплетены: не будет по-настоящему свободных поляков, чехов или венгров без свободных украинцев, белорусов или литовцев. Как, впрочем, и без свободных россиян. Без россиян, свободных от имперских амбиций, россиян, развивающих свою национальную жизнь, уважая право на самоопределение других наций». Давайте вчитаемся в эти тезисы Гедройца и его единомышленников из России, Чехии, Польши, других стран. Не написано ли это в году 2006-м? Что касается госпожи Натальи Горбаневской, то она, выразив огромную тревогу относительно того, что «люди вполне умеренные (я не назвала бы их даже умеренными националистами) реагируют на желание Украины быть реально, а не декларативно независимой, как бык на красную тряпку», все же подчеркнула, что возлагает надежды на новое, молодое поколение, потому что «для настоящего украинско-русского взаимопонимания нужны время и терпение — так же, как они были нужны для украинско-польского взаимопонимания, которому посвятил свою жизнь Ежи Гедройц». Добавим, что сейчас госпожа Наталья Горбаневская является гражданкой Польши...
Тяжело в равной степени подробно пересказать все выступления блестящих интеллектуалов на конференции, продолжавшейся 3 дня и как будто бы «распавшейся» на несколько тематических блоков-«панелей» («За новий кшталт Європи»; «Оновлене суспільство, оновлена держава. Опінієтворчі кола і інституції»; «Феномен гедройцевої «Культури» и тому подобное). И все же хотелось бы привлечь внимание читателя, как минимум, к двум выступлениям. Богдан Осадчук, украинский историк и публицист, живущий в Берлине, сотрудничал с журналом «Культура» на протяжении многих лет, лично хорошо знал Гедройца. «В новейшей истории Польши, — сказал он, — было два больших визионера: Юзеф Пилсудский и Ежи Гедройц. И теперь мы можем сделать такой вывод: Пилсудский (по «высшему» историческому счету) проиграл, а Гедройц выиграл. Почему? Потому что Пилсудский был прежде всего практичным политиком, а это очень тяжело — сочетать благородные политические идеи и жесткую практическую целесообразность. Гедройц же — уникальная, единичная фигура. Его идеи без преувеличения стали смыслом политики современных правительств Европы (не только одной Польши!), то есть ему удалось то, что в свое время, в ХIХ веке, не удалось Герцену и Мадзини. А тем временем дело, которому он посвятил жизнь, было тяжелым, неблагодарным; примирить между собой украинцев и поляков (сначала эмигрантов!) было исключительно непросто, потому что структура обеих этих эмиграций в 1940-е и 1950-е годы была крайне взаимно враждебной (особенно выходцы из Галичины, Волыни). И все же Гедройц, преодолевая сопротивление «своей» же эмиграции (среди поляков в изгнании тогда распространилaсь пословица: «Одна атомная бомба — и мы вернемся во Львов...»), пошел на огромный риск: заявил о необходимости отречься от Львова, Вильнюса, Гродно. Ему ежедневно угрожали расправой, говорили: «Вас убьют националисты, журнал закроют!», а он спокойно отвечал: «Я думаю, уважаемый господин, что Вы ошибаетесь!». Если бы не Гедройц, мы имели бы в польско-украинских отношениях «балканскую модель», — резюмировал Богдан Осадчук.
И наконец, предельно остро, без сомнительного сглаживания «острых углов», а наоборот, явно стремясь лишить себя и присутствующих каких-либо «убаюкивающих» иллюзий, пусть даже «общеевропейских», выступил известный писатель и публицист Юрий Андрухович. В частности, он подчеркнул, что вопрос новой Европы, о которой мечтал и ради которой работал Ежи Гедройц, «не может считаться полностью решенным, пока мы не выясним: где проходят восточные границы Европы и где, следовательно, уже начинается «Азия»: за Сяном или Бугом, за Днепром, Кавказским хребтом, Уральскими горами или во Владивостоке, на берегу Тихого океана?». Модерновые «конструкции» некоторых московских (и не только!) политологов о том, что они относят Украину к территории печально известной «Евразии», Юрий Андрухович прокомментировал весьма резко: «Никакая Евразия никого не удовлетворит, потому что это, по сути, унизительная для Украины и Европы фикция, полный абсурд; эта Евразия нужна в первую очередь России, чтобы выдумать себе какое- то место в мире». Однако и о Европейском Союзе господин Андрухович высказался довольно откровенно, без лишней дипломатии: «ЕС, с моей точки зрения, возник как объединение государств и наций, у которых «не вышли» дела с мировым господством или доминированием — Британии, Германии, Франции... ЕС стал своеобразным фактором психологической компенсации для них». И далее писатель коснулся восприятия образа новейшей Украины в Европе: «В момент победы оранжевой революции украинский народ превращал европейские ценности из декларации в реальность. В ноябре 2004 года Европа интуитивно почувствовала и угадала, что в Киеве речь идет именно о ней. А вот ЕС (не путать с Европой!) тоже сразу все угадал и стал оказывать свое трусливое сопротивление. Впоследствии же мы снова оказались, как и в 1991 году, в «серой зоне» добрососедства, то есть нигде! И все же я хотел бы отметить, что в этом в первую очередь виноваты все мы, украинцы. Нас не стояло 300 тысяч 6 июля 2006 года у Верховной Рады Украины (в день образования «антикризисной коалиции» и известного поступка Мороза), не стояло тогда даже и 300 человек. Так же и 3 августа этого года... Так «донецкие» убедились, что с нами можно делать все, что угодно. Что же касается Евросоюза, то признаем откровенно: его, во всяком случае пока, устраивает именно такая Украина, застойная и изолированная, более того, она ему необходима как «буфер», «транзитная территория», «отстойник» для беженцев с Востока. Это следствие инстинктивного заигрывания с Россией, признания ее права на «канонические территории». Россия же, в свою очередь, никогда не оставит без внимания то, что «плохо лежит». А Украина сейчас «лежит плохо», нельзя забывать об этом», — подытожил господин Андрухович.
Конечно же, каждый читатель в соответствии со своими убеждениями и восприятием действительности вправе соглашаться или не соглашаться с такими «неприглаженными» мыслями. Заметим только: все это вполне в духе Ежи Гедройца, который всегда был Великим Нонконформистом. Человека, полностью заслуживающего того, чтобы памятник ему поставили в Киеве, и не только там (наша газета уже писала об этом). Человека, предельно четко осознававшего: «Без независимой Украины не будет и независимой Польши».
Выпуск газеты №:
№208, (2006)Section
Подробности