Хватит разговоров: пора думать
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061020/4181-3-2.jpg)
9 октября 2006 г. запомнится надолго. Северная Корея, возможно, взорвала ядерную бомбу. Было ли это неудачное испытание? Будущее может дать ответ, но политические последствия очевидны, а резонанс значителен. Во-первых, международного давления, возглавляемого США, Китаем, Россией и Японией, было недостаточно для того, чтобы разубедить Северную Корею не делать этого рокового шага. Ужасная диктатура, режим без будущего и карлик по меркам мировой политики проигнорировал мировых великанов. Возникло справедливое негодование, повсюду слышны призывы к введению санкций.
Но будут ли эффективны санкции, направленные против режима, чьей целью является выживание посредством самоизоляции, режима, который без колебаний безжалостно приносит в жертву свой народ? Да и может ли Китай позволить ввести решительные санкции против своего соседа — режима, борющегося за выживание, оснащенного ядерным оружием и ракетами, где существует колоссальная гуманитарная катастрофа среди населения? Насколько оправданными и эффективными могут быть санкции?
Во-вторых, Совет Безопасности выглядит сейчас, как бумажный тигр, т.к. мелкий режим смог успешно проигнорировать его авторитет. Данный факт заметят везде, в особенности в Тегеране. Если границы между ядерными и безъядерными государствами станут более шаткими или вовсе исчезнут, эффективность всей многосторонней системы безопасности может быть поставлена под вопрос. 9 октября этому было положено начало.
В-третьих, система Договора о нераспространении ядерного оружия, бывшая на грани распада уже до действий Северной Кореи, на этот раз может исчезнуть окончательно. Некоторые небольшие и средние государства теперь зададутся совершенно новым вопросом: если Северная Корея может быть ядерной державой, почему тогда и мы не можем? Если в эти времена, когда режимы сменяются военным путем, настоящий суверенитет может быть гарантирован только ядерным оружием, — почему бы не пойти по этому пути? Распад системы нераспространения не только повысит риск региональной ядерной гонки вооружений, но и возможности передачи ядерных изобретений и технологий, что увеличит риск ядерной конфронтации.
В-четвертых, ядерный кризис, спровоцированный Северной Кореей, демонстрирует, что США (впервые после окончания «холодной войны») уже не являются главным игроком на международной арене и что их возможности ограничены и проблематичны. После перехода власти от Клинтона к Бушу США отказались от своей стратегии влияния на режим Северной Кореи с целью сделать его поведение более умеренным и тем самым без особой необходимости сократили свои собственные возможности. Китай стал сегодня главным игроком в северокорейском кризисе и во всем регионе. Это будет иметь серьезные последствия во всем тихоокеанском регионе и вынудит Америку сосредоточить свое стратегическое внимание на нем. Европа же будет призвана заняться Восточным Средиземноморьем и Ближним Востоком, причем гораздо раньше и с гораздо более широким размахом, чем ожидают европейцы.
Так что же делать? Необходимо возобновить стратегию влияния и сдерживания Северной Кореи, в противном случае кризис будет обостряться. США придется начать переговоры, возможно, прямые и двусторонние. Похоже, именно это будет необходимо. Китаю, униженному Ким Чен Иром, впервые придется взять на себя роль лидера в регионе и разрешить либо по меньшей мере сдержать кризис.
Смотря в будущее, само отношение к нераспространению ядерного оружия должно измениться. Нет толку сокрушаться над реальной угрозой распространения ядерного оружия и в то же время на практике ничего не предпринимать, когда система Договора о нераспространении ядерного оружия распадается.
Если мы не хотим, чтобы в будущем мир состоял из нескольких крупных ядерных держав и многочисленных средних и небольших, тогда крупные ядерные державы должны сейчас предпринять серьезные шаги по разоружению и нераспространению ядерного оружия. Частью данных шагов должно быть снятие, как следствие новых требований к разоружению и механизмам контроля, ограничений на доступ к ядерным изобретениям, исследованиям и технологиям.
Это потребует решения проблемы обогащения на уровне международных организаций с участием в процессе обогащения, с новыми обязательствами, прежде всего, желанием обеспечить прозрачность посредством подтверждения и интенсивных проверок. Более того, только новые шаги крупных ядерных держав в направлении разоружения и гарантия доступа к технологиям и изобретениям под международным контролем могут остановить тенденцию к «ядерному суверенитету».
Через пять лет после того, как президент Буш назвал Ирак, Иран и Северную Корею «осью зла», ситуация в этих странах остается удручающей. Ирак — это катастрофа, и ничто не говорит о том, что ситуация может измениться. С каждым днем вопросы о судьбе региона становятся острее. Гражданская война? Дезинтеграция и, как следствие, «балканизация» Ирака? Возможно ли ограничить катастрофу территорией самого Ирака?
А теперь у Северной Кореи, похоже, появилась бомба. Иран интенсивно работает для достижения той же цели, одновременно продолжая расширять свои гегемонистские позиции в регионе. Если к «оси зла» мы добавим Афганистан, Пакистан, Ливан, Сирию, Израиль и Палестину, а также терроризм, то картина далеко не обнадеживающая. Если теперь США попытаются в ответ на провал своей политики рассмотреть военную «возможность» влияния на Иран, «ядернизация» международной системы не остановится. Напротив, такой шаг только подтолкнет Ближний Восток к взрывному мега-конфликту с непредсказуемыми и неконтролируемыми последствиями.
Йошка ФИШЕР — занимал пост министра иностранных дел и вице-канцлера Германии в 1998— 2005 годах. Почти 20 лет является лидером Партии зеленых, в настоящее время приглашенный профессор в школе им. Вудро Вильсона при Принстонском университете.
Выпуск газеты №:
№181, (2006)Section
День Планеты