Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Козырный» референдум

Россия пытается аннексировать Приднестровье, шантажируя Молдову
19 сентября, 19:27
РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛУЧЕНЫ, И ЧТО ТЕПЕРЬ... / ФОТО РЕЙТЕР

Результаты очередного, шестого референдума в Приднестровье были определены заранее. Помнится, что в бывшем Советском Союзе в поддержку генерального секретаря КПСС или первого секретаря республиканской компартии отдавали голоса почти 99% избирателей. В Приднестровье чуть не дотянули до этого показателя — здесь всего 97% приднестровцев, участвовавших в воскресном референдуме, положительно ответили на вопрос, поддерживают ли они независимость Приднестровской Молдавской республики и ее будущее присоединение к Российской Федерации.

Задолго до плебисцита было известно, что волеизъявление жителей непризнанной республики, которые уже голосовали за независимость в 1991 году, не несет никаких юридических последствий. До проведение этого события, которое многие газеты окрестили «пародией на референдум», страны Запада, ОБСЕ заявили, что не будут присылать своих наблюдателей и не признают его результаты. Даже официальный Кремль отмежевался, заявив, что тоже не будет признавать референдум.

Как ожидалось, Кишинев сразу же заявил, что не считает возможным признать результаты референдума в Приднестровье, которое входит в состав Молдовы. «Правительство Молдовы видит в данном мероприятии лишь форму торпедирования переговорного процесса о мирном объединении молдавского государства, а также стремление законсервировать авторитарный и криминальный характер власти в регионе», — говорится в специальном заявлении молдовского правительства, обнародованном на следующий день после референдума. Власти Молдовы также заявили о готовности с заинтересованностью принять поддержку и инициативу всего международного сообщества в реализации конкретных решений, направленных на реинтеграцию Молдовы, а также на обеспечение жителей Приднестровского региона основополагающими правами и свободами человека.

Украина присоединилась к заявлению Евросоюза, в котором отмечается, что приднестровский референдум противоречит суверенитету и территориальной целостности Молдовы. В заявлении подчеркивается: «ЕС считает, что ситуация в Приднестровье не позволяет осуществлять свободное волеизъявление. ЕС еще раз повторяет, что не признает ни референдума, ни его результатов. ЕС признает территориальную целостность Молдовы и призывает обе стороны конфликта вернуться за стол переговоров в формате «5 + 2» для работы по скорейшему урегулированию конфликта». Свою позицию по этому вопросу выразил премьер- министр Украины Виктор Янукович, который заявил, что результаты референдума не повлияют на дальнейшие отношения между Украиной и Молдовой.

Действующий глава ОБСЕ, министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт также заявил, что эта организация не признает референдум в Приднестровье, который ставит под вопрос территориальную целостность Республики Молдова. «Я глубоко обеспокоен тем фактом, что этот референдум создает опасность еще большего осложнения ситуации в регионе. В связи с этим я призываю власти Приднестровья отказаться от идеи проведения референдумов и возобновить переговорный процесс», — подчеркнул действующий глава ОБСЕ.

Тем временем, глава МИД РФ Сергей Лавров считает, что референдум в самопровозглашенной Приднестровской Молдавской республике соответствовал демократическим процедурам. Он призвал стороны сесть за стол переговоров на основе тех договоренностей, которые были ими ранее достигнуты.

Наблюдатели связывают проведение референдума с растущим давлением в экономической сфере со стороны Молдовы и Украины в рамках усилий ЕС по повышению безопасности в регионе. Официальный Кишинев обвиняет Приднестровье в том, что оно стало ареной преступной деятельности, а некоторые страны ЕС полагают, что Приднестровье представляет собой угрозу региональной безопасности. Евросоюз выделил миллионы долларов на укрепление границ вдоль рубежей непризнанной республики.

Российские СМИ довольно откровенно выражают свое мнение по поводу заинтересованности Кремля в проведении референдумов (один состоялся в Приднестровье, а другой будет проведен в Южной Осетии). «Коммерсант» считает, что такие плебисциты больше нужны Кремлю для психологического давления на грузинскую и молдовскую власти, а Россия, похоже, не собирается переходить от этой игры в независимость к более активным реальным действиям. «Ну пройдет референдум, ну будут какие- то итоги. Это же не закон, так что ничем особенным он никому не грозит, — приводит газета мнение замглавы департамента информации и печати МИД РФ Андрея Кузнецова. — Мы не обязаны реагировать на то, что они там принимают какое-то решение. Правовых последствий референдум не влечет». В то же время газета предостерегает, что, «признав независимость Приднестровья и Южной Осетии, Россия возьмет на себя огромные политические и экономические обязательства — и совершив этот шаг, отступить назад будет уже невозможно. Необходимо помнить, что признание двух республик на десятилетия вперед определит отношения России и с Евросоюзом, и с Закавказьем».

Зачем власти Приднестровья вдруг взялись за организацию референдума? По мнению некоторых наблюдателей, референдум в Приднестровье призван добавить в российскую колоду козырь для большой игры на постсоветском пространстве. В Москве, похоже, рассчитывают, что, периодически выбрасывая его на стол, можно будет добиться большей сговорчивости молдовского руководства и в двусторонних отношениях, и в рамках СНГ.

«Коммерсант» считает, что этот козырь можно будет иногда использовать в игре с Западом, когда там усомнятся в способности российских миротворцев успешно решать конфликты на пространстве СНГ.

Директор российского Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что итоги плебисцита не приведут к изменению статуса Приднестровской республики. Однако мнение жителей левобережья Днестра будет использовано местными властями — для сохранения статус-кво региона, а также Россией — для сохранения своего военного присутствия на территории Молдовы.

КОММЕНТАРИЙ

Оазу НАНТОЙ , программный директор Института общественной политики, Молдова:

— Я бы ни в коей мере не рекомендовал употреблять слово референдум для описания того, что происходило в воскресенье в Приднестровье. Референдум в нормальном смысле слова предусматривает демократическое государство и наличие свободного информированного гражданина, который свободно выражает свое мнение. На левом берегу Днестра нет демократического государства. МГБ перед референдумом проводило зачистку, арестовывала и избивала всех, кто позволял себе инакомыслие. На левом берегу Днестра в течение 16 лет последовательно и агрессивно создается образ врага из всего, что связанно с Республикой Молдова. Последние месяцы на левобережье Днестра проводилась агрессивная кампания по промывке мозгов с тем, чтобы заставить людей выйти на избирательные участки. У меня есть очень большие сомнения на счет активности участия населения и такого сокрушительного результата, когда даже некоторые информационные каналы Приднестровья перед этим политическим спектаклем вынуждены были признавать, что в некоторых местностях по ночах люди расклеивают листовки против референдума. Можно определенно сказать, что это фальшивая картина, которая не отражает реальной ситуации на левом берегу Днестра. Что касается последствий шестого референдума, то можно отметить следующую специфику. Во-первых — он проводится в новом геополитическом контексте, когда Евросоюз и США стали наблюдателями в переговорном процессе, а Украина и Молдова подписали Планы действий с Евросоюзом. Во-вторых — в референдуме содержатся не только вопросы о независимости Приднестровья, но и последующей геополитической ориентации. Поэтому можно предположить, что Россия будет использовать этот референдум как инструмент шантажа по отношению к Республике Молдова и в то же время как демагогический аргумент в отношениях с США и ЕС. Россия с одной стороны будет ставить Молдове ультиматум, чтобы она подписала какой-нибудь документ типа меморандума Козака о конфедеративных отношениях между Приднестровьем и Молдовой. А с другой стороны, Москва будет проводить еще более агрессивную ползучую экспансию, аннексию Приднестровья в добавок к той нелегальной приватизации, которая происходит в непризнанной республике. И все это происходит в ситуации, когда Молдовское государство хронически неспособно защитить свои интересы.

России не надо признавать референдум. По некоторым косвенным признакам можно судить, что Кремль несколько притормозил активность после того, как Евросоюз и США заняли достаточно жесткую позицию и заявили, что они потребуют от России внятного отношения к этому псевдореферендуму. Но Москва не будет играться с признанием референдума, а будет фактически аннексировать Приднестровье, шантажируя этим псевдореферендумом Молдову и навязывая ей какой-нибудь документ типа меморандума Козака.

Россия плюет на международное право, на собственные подписи под межгосударственным договором между Молдовой и Россией, подписанным 18 ноября 2002 года, над собственными обязательствами на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году.

Что ожидает Кишинев от Киева? Украина подписала План действий с ЕС, где есть определенные обязательства Киева относительно контроля молдовско-украинской границы. Поэтому, наверное, было бы корректно, чтобы Украинское государство не отказывалось от своих обязательств перед Евросоюзом и перед Молдовой и таможенный режим при содействии миссии Евросоюза по оказанию поддержки на молдовско-украинской границе продолжал функционировать независимо от политических спектаклей под названием референдум.

Приднестровская проблема создала много вопросов на протяжении 15 лет во взаимоотношениях Молдовы и Украины. И конечно, в отсутствии позитивного опыта существует опасение такого рода, что новое правительство попытается, если не демонстративно отказаться, то как-то размыть эти обязательства и соглашения. Для нас послужила тревожным звонком ситуация с железнодорожным сообщением, когда железнодорожные составы пошли через Приднестровье и платы стали осуществляться в Приднестровье.

Правда, я никогда не считал, что приднестровскую проблему Молдова должна решать чужими руками. Мне кажется, что такой шаг, как введение 3 марта таможенного режима на молдовско-украинской границе, мог бы быть значительно более эффективным, если бы он был элементом общей стратегии Молдовы и Украины. Но этой общей стратегии, особенно с молдовской подачи, пока что не существует. Поэтому этот шаг остался одним только шагом, а движения нет.

Что касается роли ЕС? Я считаю, что методы давления Евросоюза на Приднестровье достаточно ограничены в ситуации, когда Россия демонстративно поддерживает Приднестровье. Евросоюз сделал достаточно много, когда 27 февраля 2003 года ввел совместно с США запрет на перемещение группы лиц по своей территории. Кроме того, Брюссель способствовал тому, чтобы таможенный режим на молдовско-украинской границе и миссия по оказанию помощи и поддержки на границе стала функционировать.

Молдова могла бы рассчитывать на большую поддержку из вне, в том числе и со стороны Украины, если бы существовала национальная стратегия по объединению страны, разработанная молдовским обществом и в которой существовали бы конкретные обязательства молдовской стороны по реализации этой стратегии, после реализации которых мы бы имели моральное право апеллировать к своим друзьям в ЕС и в Украине. Пока этого нет. И это вопрос к Владимиру Воронину и к правящей коммунистической партии. Общественные организации предлагали свои варианты. К примеру, стратегия 3Д была представлена в Вашингтоне и Брюсселе, но повисла в воздухе в Кишиневе. Есть трехсторонний молдово-украинско-румынский план по разрешению приднестровского конфликта на основе общего подхода и взаимных обязательств. Но опять же мы свое дело делаем, но не можем навязывать свои идеи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать