Пресс-конференция Зинченко. Год спустя

Год назад, 5 сентября 2005 года, состоялась скандальная пресс-конференция Александр Зинченко. Именно после этого события появилось выражение «любі друзі».
Зинченко обвинив нескольких высоких должностных лиц в коррумпированности и попрании «идеалов Майдана». Один из них, Петр Порошенко, сразу же провел ответную пресс-конференцию, на которой попытался «отбелиться». Надо сказать, Зинченко так и не предоставил убедительных доказательств преступных действий кума Президента. Но дело было сделано: оранжевый лагерь окончательно раскололся. Спустя три дня после скандальной пресс-конференции в отставку был отправлен Кабинет Министров Юлии Тимошенко. Сам Зинченко исчез из большой политики. «День» попросил политологов спустя год оценить последствия этой пресс-конференции.
Владимир МАЛИНКОВИЧ, директор украинского отделения Международного института гуманитарно-политических исследований:
— Думаю, что когда Зинченко шел на эту пресс-конференцию, он был уверен в своей победе. Он явно переоценил свои силы, хотя, возможно, какие-то договоренности у него были и с Тимошенко, и с другими. Но главным образом он все-таки ориентировался на собственные политические цели и амбиции, которые сдерживались и не могли быть реализованы, потому что слишком много власти имел Порошенко.
Зинченко не получил удовлетворения от того, что вроде бы стал серым кардиналом при Президенте. Он, видимо рассчитывал, что его роль будет такой же, как в свое время у Медведчука или еще раньше у Табачника, а этого ничего не получилось. И в этом основной мотив.
Он надеялся, что сможет реализовать свой потенциал и к нему прислушается Президент, а если нет, то он пойдет вместе с Тимошенко в оппозицию. Из этого, как известно, ничего не вышло. По существу он одиночка. У него личные амбиции на первом плане. Работать с людьми ему, видимо, трудно. Да и особой социальной поддержки у него не было. Но тогда он не считал себя политическим самоубийцей, он был уверен, что победит.
Безусловно, сам факт пресс-конференции Зинченко радикально повлиял на всю ситуацию в стране. Вслед за ним пошли те акции, которые разорвали помаранчевое движение и по существу, как мы видим, завершили оранжевую революцию.
Андрей ДЕРГАЧЕВ, политолог:
— Я не берусь судить о мотивации, которой руководствовался Зинченко. Без сомнения еще тогда были большие проблемы в «Нашей Украине», в окружении Президента. Так что был предмет для разговора. Имели ли место некоторые факты, насколько они были доказуемы — это другой вопрос. Очевидно, что общественные интересы страдали от интересов личных, не было единства в команде и трудно было рассчитывать на эффективные действия «помаранчевых». Все это абсолютно подтвердилось. Сегодня можно лишь говорить о том, что ясных выводов до сих пор не сделано. По крайней мере нет доказательств, что эти выводы сделаны. Мы сегодня видим по какой логике происходит раскол в «Нашей Украине», кто идет в оппозицию, а кто во власть. Видим признаки продолжающегося кризиса этой политической силы. И в этом смысле оценки Зинченко получили подтверждения.
Выпуск газеты №:
№148, (2006)Section
День Украины