Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КСТАТИ

Первые взмахи кабминовской «метлы»
15 августа, 20:03

На прошедшей неделе Кабинет Министров принял ряд постановлений об увольнении и назначении первых заместителей министров. В ближайшие дни, поговаривают в кулуарах Кабмина, кадровая ротация продолжится. Между тем, легитимность этих постановлений подлежит сомнению, ведь, согласно нормативным актам, регулирующим данный вопрос, премьер не имеет право увольнять заместителей министров. Эта прерогатива в компетенции Президента, который, как известно, не принимал участие в кадровой «чистке».

С первых же дней своей каденции новое правительство под руководством Виктора Януковича активно приступило к решению кадровых вопросов. Все13 постановлений нового Кабинета Министров, принятые в период с пятого по девятое августа, касаются увольнения и назначения чиновников. Только в прошедшую среду Виктор Федорович подписал шесть постановлений, которыми уволил трех первых заместителей министров и назначил трех новых. Таким образом, был отправлен в отставку первый замминистра здравоохранения Виктор Веселовский, а его кресло занял Александр Орда. Место первого замминистра труда и соцполитики Павла Розенко заняла Лидия Дроздова, а функции первого замминистра Кабинета Министров вместо Владимира Павленко будет выполнять Александр Лавринович.

Новоназначенные сотрудники Кабмина — новички разве что формально. На самом деле, всех их объединяет тот факт, что в период 2002—2004 гг. (при первой каденции Януковича), они уже трудились в Кабинете Министров. К примеру, тогда Орда и Розенко занимали посты замминистра в тех же министерствах. Оба считаются давними соратниками Виктора Януковича. Александр Лавринович ранее занимал пост министра юстиции, теперь же он будет курировать юридические вопросы в секретариате Кабинета Министров.

Но увольнения чиновников Кабмина могут стать причиной судебных разбирательств, так как закон «О государственной службе» (ст. 31) определяет, что чиновник уровня министра или замминистра может быть уволен исключительно «органом или должностным лицом, которые назначали госслужащего на эту должность». Напомню, всех уволенных заместителей министров назначал Президент, так что без его «визы» их увольнение в судебном порядке может быть признано незаконным.

Кроме того, статья 30 вышеназванного закона четко определяет, что смена кандидатуры главы правительства или министров «не может быть основанием» для увольнения работников министерств. А в Кабмине ходят упорные слухи о том, что эти увольнения лишь первые ласточки и в ближайшее время в доме правительства состоится масштабная кадровая «чистка». Так что в данном случае, законность увольнения чиновников КМУ отходит на второй план. Ключевой же проблемой остается массовость этих отставок.

В формате «без диктофона» некоторые пока еще действующие замы министров говорят, что их заставляют писать заявления об увольнении. Кто не хочет — «уйти помогут так, что устроится в дальнейшем на госслужбу будет очень проблематично». Уволенные сотрудники Кабмина, как заявил наш собеседник, вряд ли будут обращаться с исками против тех, кто их выдворил: проблем с властью не хочет никто. И зря, так как законность постановлений подлежит сомнению. Начнем с того, что в те дни, когда принимались кадровые постановления, не было заседания Кабинета Министров. Следовательно, подписав решение Кабмина, которое не было согласовано с другими членами правительства, Виктор Федорович превысил свои служебные полномочия.

Кроме этого, вопрос назначения и увольнения заместителей министров находится вне компетенции правительства. Действующая нормативно-правовая база определяет, что правом принятия таких решений обладает исключительно глава государства. Правда и этот вопрос можно рассматривать в лучших украинских традициях — закон что дышло.

Конституционная реформа, вступившая в силу с первого января текущего года, ввела новый порядок назначения министров. До поправок в Основной закон кандидатуры всех министров предлагал глава правительства и утверждал Президент. Нынче большинство министров назначают по представлению премьера, а утверждает их парламент. Но в Конституции нет ни слова о том, какой должна быть процедура назначения заместителей министров. Таким образом, этот вопрос регламентируется подзаконными актами — положениями о министерствах, которые утверждаются указом Президента. В этих указах зафиксирована единая формулировка: «Первого заместителя и заместителей министра назначает по представлению премьер-министра и увольняет президент».

Конституционная реформа предполагала, что страна перейдет к парламентско-президентской форме правления и глава государства больше не сможет влиять на работу тех министерств, в которых он не назначает руководителя. Учитывая этот факт, юристы Секретариата Президента, по идее, еще в начале года должны были предложить внести изменения во все положения о министерствах, чтобы передать кадровые функции от Президента Кабмину. Но этот вопрос по-прежнему «висит в воздухе».

В профильной службе президентского Секретариата ответственность за это возлагают на ВР. Парламент, мол, говорят сотрудники юридического отделения СП, мог принять закон «О Кабинете Министров», который автоматически лишил бы Президента «избыточных» кадровых полномочий.

Справедливости ради стоит отметить, что практика незаконных увольнений и назначение заместителей министров без согласования с Президентом — не «ноу-хау» кадровой политики Кабинета Виктора Януковича. Подобные случаи имели место и во время премьерства Юрия Еханурова — с января текущего года. Тогда по аналогичной нынешней процедуре, которая противоречит законодательным актам, были уволены 12 чиновников.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать