Эффектно, сдержанно, захватывающе
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20060814/4136-2-4.jpg)
Фильм Майкла Манна «Полиция Майами. Отдел нравов» (по мотивам одноименного сериала) стал приятным подарком в довольно однообразном летнем репертуаре, переполненном неуклюжими комедиями и мелодрамами. Манн — мастер жанрового кино, чей предыдущий фильм «Соучастник» с Томом Крузом в неожиданной роли жестокого убийцы, безусловно, запомнился зрителям.
В «Полиции Майами» с первых же кадров понятно: режиссер поставил перед собой четкую задачу — держать зрителя в состоянии постоянного напряжения, не давать ему ни минуты покоя, заставлять его смотреть на экран не отвлекаясь. И делает он это чрезвычайно профессионально; а профессионализм, в первую очередь, заключается в умении избежать штампов, банальностей, многими слоями покрывших жанр криминального боевика, в котором, собственно, и выполнена «Полиция Майами».
Например: здесь нет никакой финальной битвы Самого Главного Хорошего Парня с Самым Главным Подонком. Лишь очередная полицейская операция, но снятая чрезвычайно эффектно. Впрочем, постановка сцен противоборств и перестрелок — это еще одна победа Манна над голливудским стандартом. Моментальный, летящий монтаж, острые ракурсы, работа актеров, даже озвучивание — по всем компонентам боевые эпизоды выполнены безукоризненно. Конечно, сравнение — это не самый лучший способ анализа, но здесь его трудно не применить. Потому что камера у Манна в такие моменты превращается в соучастника событий, то припадая к земле, то покрываясь пылью или водой, то изламывая ракурс в неожиданном скачке и таким образом усиливая эффект присутствия до максимума. Потому что огнестрельное оружие у него и звучит именно как оружие, — сухими, цепкими очередями, а не гремит, словно отбойный молоток. И персонажи, в которых попадают пули, не танцуют еще 10— 15 минут и не отлетают на сто метров, а падают убитыми на месте. Примеры можно умножать.
Но ведь не только стрельба…
Для каждого эпизода Манн и оператор фильма Дион Бибе пытаются создать и собственную визуальную атмосферу. Перелет над морем сияет красками почти гламурной туристической картинки. Напряженные диалоги сняты с плеча, в мрачных полусумерках. Время от времени вкраплены очень красивые и уместные документальные эпизоды уличной жизни. Уже упомянутые перестрелки — на светотеневых контрастах. Манн, заметно, вообще любит играть со светом, и здесь он дал себе волю. Часть световой партитуры фильма — также настойчивый мотив монитора, экрана. Экраны и камеры везде, они мигают бессонными окошками, не оставляя героев ни на мгновение, но их назначение — не столько выплескивать в кадр информацию, сколько разогревать общую паранойю: очень быстро начинаешь ощущать, что в этом мире никто не в состоянии спрятаться ни от кого.
И еще один, важный и трудный для исполнения (потому что очень пострадавший от голливудского конвейера) компонент — любовная линия. Но и здесь Манн как умел, избежал многочисленных штампов. Без лишнего пафоса, слез или истерик — герои любят у него вполне естественно, все это — от признаний до соитий — сыграно без фальши. За это нужно благодарить мощный дуэт главных исполнителей — Колен Фаррел и Джейми Фокс в партиях, соответственно, детективов Джеймса «Сонни» Крокетта и Рикардо Таббса; среди женского состава нет равных звезде ранних фильмов Чжана Имоу, живой легенде китайского кино, Гон Ли в роли Изабеллы. Качество актерских работ позволяет режиссеру запустить финальный конфликт именно через любовную коллизию, когда стрелять начинают не потому, что кто-то кого-то разоблачил, а из-за избытка личных страстей; всю коллизию в идеале можно было бы вывести вообще на уровень высокой трагедии. Но и того, что есть, вполне достаточно.
Потому что Манн проделал действительно сложную работу — из инертной, замусоленной материи серийного «мыла» добыл чистую энергию жанра в его лучшем, насколько это возможно, виде.
Выпуск газеты №:
№136, (2006)Section
День Украины