Мой, твой, наш Костя

В Доме кино прошел вечер памяти легендарного украинского киноактера.
Стремительно летит время: 22 июля мы будем отмечать грустную дату — два года, как оборвалась земная жизнь известного актера, педагога Константина Степанкова. Но на вечере было ощущение, что Кость Петрович тут с нами рядом: звучал его голос, с таким неповторимым степанковским тембром, а на экране демонстрировались отрывки из его лучших картин: «Гадюка», «Каменный крест», «Комиссары», «Захар Беркут», «Как закалялась сталь», «Высокий перевал», «Ковпак», «Вавилон ХХ», «Ашик-Керим», которые ныне считаются классикой украинского кинематографа. И от этого казалось, что еще миг, и Степанков сам появится на сцене. Вели вечер прекрасная актриса театра и кино Ада Роговцева — его Ада и друг семьи, киноактер Лесь Сердюк.
Каким был Кость Петрович? Об этом вспоминали друзья и коллеги, работавшие с ним в Театре им. И. Франко, на киностудии им. А. Довженко, в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого... Кинокритик Сергей Трымбач рассказал: «В чем смысл жизни?», — с этим вопросом Степанков обращался ко многим. Он искал ответ всю свою жизнь, но на мой взгляд, Кость Петрович, частично, смог ответить на него своими работами в кино... Я вспоминаю, как в начале 80-х годов впервые шел брать интервью у актера, как сильно волновался. В ту пору семья Степанковых-Роговцевых жила в доме на ул. Пушкинской, возле Театра им. Леси Украинки. Я был поражен, что двери их квартиры практически не закрывались. Шум, гам. Костя Петровича это рассердило, и он призвал домочадцев к порядку... На несколько минут в доме воцарилась тишина, а потом все вернулось на круги своя. Он засмеялся и сказал: «Ну, что поделаешь — артисты!» Когда мы познакомились поближе, я с удивлением узнал, что Степанков может делать все. Он не только прекрасно играл в кино, но и замечательно готовил самые разные блюда, на даче у него все росло, цвело и плодоносило. Он был человеком, чудесно знающим литературу, историю, совершенно не «звездный» и постоянно собой, как актером, не довольный. В кинематограф он пришел довольно поздно (в 42 года). Для каждого мужчины это определенный рубеж. Многие ломаются, а некоторые зажигаются, взлетают ввысь. Я считаю, что Кость Петрович перешел кинорубеж. После фильма «Каменный крест», который в силу разных причин хотя и не отмечен высокими наградами, но именно там, в роли Михайла чувствуется сила его великого актерского таланта, которая уже до конца жизни не покидала Степанкова. Мы помним Костя Петровича как прекрасного человека и легендарного актера. Он с нами, даже уйдя в вечность»...
На вечере в честь Костя Петровича звучали стихи, исполнялись песни. Ведь Степанков и сам писал стихи, прекрасно пел, а их трио: Иван Миколайчук, Борислав Брондуков и Константин Степанков — могло дать фору профессиональным певцам. «Эта неразлучная троица, где каждый был яркой индивидуальностью, вместе создали целую кинопланету: украинское кино, — подчеркнул кинорежиссер Николай Мащенко. — Они творили без пафоса, оставив нам в наследство свои киноработы, которые восхищают своим высоким профессионализмом. Годы летят, смотришь картины, в которых они играли, а они также волнуют души зрителей».
Много теплых слов было сказано об актере как замечательном партнере, педагоге, вырастившем целую плеяду украинских кинематографистов. Например, Богдан Ступка считает Костя Петровича своим «крестным отцом» в кино, открывшим ему секрет, что в кино, в отличие от театра, следует играть на полутонах, не форсируя звук... А Лесь Сердюк рассказал, что считает знаковой свою встречу со Степанковым. Они дружили более четырех десятилетий, были партнерами в кино. «Если на съемочной площадке появился Кость Петрович — значит все будет хорошо. Он никогда не тянул одеяло на себя, работая в ансамбле».
«В каждую свою роль Степанков вкладывал частичку своей души, — рассказал кинооператор Сергей Лисецкий. — Кость Петрович был собран на съемочной площадке, готов к работе, всегда знал текст. Он умел находить общий язык с любым человеком. Его обожали зрители. Он был человеком очень добрым, но принципиальным. Помогал многим людям, но когда пришла беда и разрушился украинский кинематограф, очень болезненно переживал, что дело, которому он без остатка отдавал столько сил, оказалось на обочине... Я считаю, что пережить все тяготы, обрушившиеся на долю Костя Петровича, и состояться, как легендарный артист, прекрасный мужчина (супруг, отец, дед), Степанков сумел благодаря «берегине» их семейного очага — Аде Николаевне Роговцевой».
«Мій Костя» — так называется книга, выпущенная издательством «Альтерпресс», которую представила Ада Роговцева.
«Через год после смерти мужа, мы с дочерью стали разбирать его архивы, — рассказала «Дню» Ада Николаевна. — Сохранились не только наши письма друг к другу, но и дневники. В них страшные страницы, где записывали о событиях, когда мы с детьми уже знали приговор врачей, что Кость Петрович смертельно болен. Мы все время были рядом, но ни словом, ни взглядом не показывали, что знаем о страшном диагнозе, подбадривая и вселяя надежду, что он вскоре поправится. А вся боль, отчаянье, наши слезы — в этих дневниках. Только на бумаге я могла выразить свои чувства, а перед мужем я оставалась сильной женщиной. Вы знаете, когда я написала книгу, друзья нашей семьи говорили, может не стоило быть такой откровенной? Но я решила, что смерть принадлежит человеку, и если я не расскажу, что было в тот момент с Костем Петровичем, то никто уже не расскажет. Часть книги — письма. В разные периоды жизни муж меня называл по-разному: Птаха, Ра, Ача, Адулетта и другими ласкательными именами.
Для меня самым тяжелым моментом стало научиться жить без мужа. Ведь мы вместе прожили долгих 46 лет. Когда я перебирала архив, то словно прокручивала, как на кинопленке, нашу с ним жизнь: радости, огорчения, невзгоды. Вы знаете, готовясь к вечеру, мы с Катей подбирали отрывки из кинолент, и когда я посмотрела «Высокий перевал», то заплакала: вновь почувствовала, что влюбляюсь в него: в его голос, в его лицо... Кость Петрович тоже очень любил эту картину, а образ Илько ему был очень дорог...
Сложность написания книги была в том, как все объединить, как распределить текст, фотографии, рисунки, письма, воспоминания, стихи, которые он, я и дети писали в разные годы. Я надеюсь, что книга «Мій Костя» будет интересна самому широкому кругу читателей, ведь у Костя Петровича были и остаются миллионы поклонников в разных уголках нашей страны».
В конце вечера на сцену вышла вся семья актера, которой настоятель Кресто-Воздвиженского храма Игорь Токарь подарил духовные реликвии с родного Полесья: молитвенник, крест и пояс от рясы отца Костя Петровича — Петра Волощука, священника, погибшего в сталинских застенках. Только за шесть лет до смерти Степанков открыл тайну, которую скрывал даже от своих близких, что его настоящая фамилия Волощук, и он из рода священослужителей. Сегодня кажется дикостью, что за то, что ты сын попа, в советские времена детей не принимали в вузы, они были изгоями общества. А потом на экране показали последнюю документальную съемку. Камера показала крупным планом лицо красивого и мужественного человека: Кость Петрович читал свои стихи о любви, посвященные его Птахе — Аде.
Выпуск газеты №:
№86, (2006)Section
День Украины