Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Микромодель человечества в грузинском исполнении

Репортаж с шоу «The Legend of the Storm» музыкально- хореографического ансамбля «Эрисиони», состоявшегося во Дворце «Украина» (в рамках фестиваля «Живой звук Боржоми»)
13 апреля, 18:43

ЭКСПОЗИЦИЯ

На сцене — три экрана. Посредине — круглый, по бокам — два прямоугольных поменьше. На центральном — древний крестообразный символ.

На экранах меняются изображения: от символов до кавказских пейзажей. Сцена обустроена на манер шоу «Пульс» рок-группы «Пик Флойд» (одно из самых зрелищных и дорогих представлений в мире), а это уже говорило о достаточно высоком классе.

После торжественного электронного пассажа в фиолетовом дыму навстречу друг другу двинулись два ряда танцующих мужчин и женщин. Центральными фигурами были жених и невеста — солисты Нино Гуларашвили и Николос Латария. Хотя остальные были не менее эффектно и нарядно одеты. У девиц головные накидки были похожи на фату. Можно сказать, все вместе это напоминало «праздничный набор» женихов и невест.

За спинами танцующих — музыкальная группа. Бас-гитара, волынки, гармошки и огромное количество ударных инструментов.

Музыкальная стилистика или, точнее говоря, форма подачи «Эрисиони» близка творчеству французской группы «Deep Forest». Эта электронная группа использует в качестве основы фольклор разных народов (Африка, Балканы, Индия), но подает его в современной обработке. Неспроста продюсер грузинского коллектива Паскаль Жордан — француз. Он открыл для себя этот ансамбль еще в 1999 году в Тбилиси (полное название — Государственный академический ансамбль песни и танца «Эрисиони») и решил на его основе сделать современное шоу экстракласса. Вероятно, он и «привил» им саунд в стиле «Дип Фореста». Однако в результате они ничуть не утратили национальной самобытности. И в звучании грузин «перевес» за народными акустическими инструментами, которые, надо сказать, умело оттеняет бас-гитара (я бы отдельно отметил стильную игру бас-гитариста, что для этого инструмента — нечастое явление).

ЮНЫЕ БАРАБАНЩИКИИ ПОЖИЛЫЕ БОЛЕЛЬЩИКИ

Возле меня сидел пожилой патриархальный грузин в традиционной мягкой войлочной шапочке. У него была густая черная борода с проседью. Сопровождающий его молодой человек бурно реагировал на происходящее на сцене, а «старейшина», как и положено, был сдержан. Но видно было, что и ему это действо доставляло радость. В зале хватало грузинских «болельщиков», что делало восприятие публики более темпераментным. Когда женихи и невесты очень слаженно сделали очередной совместный круг — это дало искру для первого взрыва аплодисментов...

Среди запоминающихся танцевальных «соло» можно отметить лезгинку с бутылкой на голове. Танцор мастерски перехватил сосуд рукой и символически разлил его содержимое в кубки своим партнерам.

На эстраду выскочили с барабанами четверо мальчишек лет 10 — 11. Они виртуозно меняли не только ритм, но и характер звука, колошматя по разным частям (верхним, нижним, боковым) барабанов. Дети буквально загипнотизировали зал разнообразной ритмической палитрой.

Восторг зала был удесятерен! Некоторое время стоял несмолкаемый рев! Понятно, что киевской публике помогало в непосредственной реакции вкрапления грузинской, но чувствовалось, что киевляне и сами откровенно потрясены недетским мастерством юных артистов.

ВОЙНА И МИР

Затем появилась традиционная мужская капелла. Тут, конечно, не было таких безупречных красавцев, какими блистал хореографический ансамбль. Это были основательные, упитанные дяди (особенно один из вокалистов отличался необъятными габаритами и высоким тембром голоса, чем напоминал Лучано Паваротти), однако тоже воинственно одетые в национальные грузинские костюмы с «кармашками» для патронов и кинжалами — все как полагается!

Руководитель хора — важный, усатый мужчина с волевым лицом. Он самозабвенно дирижировал подопечными, которые выдавали легендарное мужское грузинское многоголосие с характерным «вертикальным» звучанием. И вы сразу переносились в горы. Будто на сцене образовывались некие звуковые столбы, устремленные вверх. Полифоническое пение напоминало звуки органа. Такая музыка настраивает на мысли о вечном, способствует связи человека с Небесами. Но здесь чувствовалось еще и чисто мужское единение, которое грузины сделали культовым.

Однако настал конец и «мужской дружбе». Под угрожающие звуки начался танец — как некое подобие военных действий. Танцоры образовали круг, в центре которого расположились двое «дерущихся» саблями. Они настолько лихо владели оружием, что искры от ударов сыпались не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле слова. Затем вся группа распалась на «спаррингующиеся» пары, и по всей площади сцены засверкали снопы искр. Зрелище впечатляло! Во время «побоища» стал носиться знаменосец, размахивая национальным флагом Грузии, — белым в красных крестах.

В финале возле каждой пары появилась девица, которая эффектно кинула белый платок между воинами. Как только платки упали на пол, схватка моментально была прекращена. Под неистощимые овации зала.

ОТ БАЛЕТАДО ФИГУРНОГО КАТАНИЯ

Второе отделение. Обращало на себя внимание то, что мужчины почти все танцевальные передвижения осуществляют, встав на носки, как в балете. Только танцоры, в отличие от балерунов, были не в пуантах, а в сапогах из мягкой кожи.

Девушки «плыли» в длинных юбках, осуществляя передвижения короткими шажками (такого рода передвижение было фирменным знаком знаменитого русского ансамбля «Березка»).

В то время как девицы лебедино проплывали, мужчины петушино-задиристо прыгали рядом, всячески пытаясь завоевать их благорасположение.

Поражали рекордные по высоте, закрученные прыжки танцоров. Казалось, эти фигуры «высшего пилотажа» были позднее позаимствованы фигурным катанием. Получалось, что элементы древних грузинских танцев были «разобраны» разные видами современного танцевального искусства: от классического балета до фигурного катания.

Движения женщин сводились к хороводам, а мужчин — к прыжкам ввысь. От эффектных танцевальных трюков у публики возникло ощущение полета (а у меня — еще некоторые ассоциации с китайской оперой — традиционным китайским представлением, где, правда, дело доходит и до откровенно акробатических номеров).

ЧЕРНО-БЕЛЫЙ КРЕСТ

Танцовщицы были с загадочными, чуть покровительственными улыбками (Джоконды серийного производства!). У мужчин — задорно- сосредоточенные лица. Девицы появились в белом, мужчины — в черном. И у тех, и у других были длинные (так называемые ложные) рукава. Внезапно дамы и кавалеры выстроились в две пересекающиеся линии, образуя гигантский крест, который стал медленно вращаться. Затем он распался на три фрагмента: посредине продолжала крутиться белая женская линия, а по бокам две короткие черные — мужские. Не знаю уж, что в точности хотел этими фигурами сказать режиссер-постановщик. Вероятно, вращающийся черно-белый крест послужил символом вечного движения жизни. Так или иначе, но своим величием и красотой эти фигуры вызвали у публики трепет.

ФИЛОСОФИЯ «ЭРИСИОНИ»

К финалу шоу накал усиливался! На экране возникли лесистые горы, среди которых поблескивали озера. Как будто действие перенеслось на Кавказ.

Снова подключился хор. Пошла перекличка между различными вокалистами, как будто кто-то потерялся в лесу. Или напротив — люди не хотят потеряться, обозначая себя голосами.

Среди поющих были мужчины пожилого возраста. Получалось, что огромный коллектив «Эрисиони» (до 90 человек!) представлял все поколения: от детишек до почтенных старцев. Глубоко философским было и то, что в спектакле человеческое бытие было представлено как смена войны и мира, как череда боев и свадеб. Но на свадьбе, как на сквозном действе, делался главный акцент, утверждающий преемственность поколений и продолжение жизни.

В конце представления на сцене по очереди появились все участники. Девушки были в роскошных узорчатых одеждах разных оттенков: розовых, золотых, красно-желтых. Невеста с кукольным личиком и жених с орлиным профилем — в центре. Четыре «юных барабанщика» — впереди. А танцоров замыкал мужской хор. «Эрисиони» являл собой микромодель человечества в грузинском варианте.

Воодушевленная публика аплодировала стоя! Да так активно, что вынудила артистов не только неоднократно выйти на поклоны, но и исполнить на бис один из номеров.

Кто видел это шоу, запомнит его навсегда красочностью, органичностью, изяществом и искренней артистической самоотдачей. В чем — удостоверяю.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать