Петр ПОРОШЕНКО: «Премьер Тимошенко опасна для экономики и демократии»
— Петр Алексеевич, совет НСНУ принял решение о формировании «оранжевой» коалиции. Могли бы вы прокомментировать это решение, учитывая мнение многих аналитиков, небезосновательно полагающих, что «оранжевая» коалиция — это самообман, поскольку конфликт, заложенный между ее участниками, рано или поздно приведет к внутреннему взрыву?
— Я могу утверждать, что силой, которая похоронит «оранжевую» коалицию, будет точно не «Наша Украина».
— Между эйфорией Майдана и сегодня тоже было время неоднозначных отношений между «Нашей Украиной» и БЮТ, между лично вами и лично Ю. Тимошенко... Этого ведь нельзя отрицать, ни вычеркнуть, ни забыть.
— К моему глубокому сожалению, система пустых технологических обвинений, сделанных в наш адрес в одностороннем порядке, уничтожила не только нас, она уничтожила всех. В том числе и тех, кто это делал, и тех, по чьему заказу делалось. ...Борьба со своими партнерами бесследно не проходит. Рано или поздно, но судьба накажет за это. И чтобы разорвать этот замкнутый круг, мы (читай — «Наша Украина») готовы начать с чистого листа, все — tabula rasa.
Среди «оранжевых» нет победителей и побежденных. Победителем кампании является Партия регионов, остальные заняли второе, третье места и так далее.
— Как решать системные проблемы видения развития страны между блоком «Наша Украина» и Блоком Юлии Тимошенко?
— Это неразрешимо.
— То есть?!
— Мы не готовы уступать по принципиальным вопросам. Мы считаем, что коалиция может быть создана для выполнения программы Президента, а в этой программе четко расписано, как и куда должна двигаться страна.
... Для начала нужно говорить не о кандидатуре министра, премьер-министра или спикера, а нужно говорить о принципах. Я не хочу начинать диалог с политической силой, которая говорит, мол, ребята, давайте, мы с премьер-министром определимся, а там мы на все согласны. Значит, или народ Украины, или политическую силу держат за идиотов. Или вторая позиция: ребята, мы окажем вам честь тем, что мы вообще возглавим коалицию, у вас же есть один вариант: быстро сдаться и поддержать все наши предложения. Извините, но мы не находимся и, уверяю вас, не будем находиться в положении капитулировавшей политической силы. Мы уверены, что без «Нашей Украины» большинство в Верховной Раде создать не-воз-мож-но. И все, без исключения, политические лидеры должны понять это и умерить свои амбиции.
— Давайте вернемся к программным позициям. Согласна ли «Наша Украина», например, на денонсацию газовых соглашений?
— Это — ерунда! О чем вы говорите? Какая денонсация газовых соглашений? Есть абсолютно объективное и здравое требование: ликвидация посредника, который, как злой рок, преследовал Украину с 1996 года, с начала нашей независимости, и достиг своего апогея во времена премьера Лазаренко и посредника Тимошенко как главы ЕЭСУ. Они создали эту порочную систему в экономике Украины, которая фактически не позволяла промышленности Украины стать конкурентоспособной, и, к сожалению, она не ликвидирована и по сей день.
— Очень интересно увидеть, как коалиция социалистов и «Нашей Украины» будет голосовать за продажу земли.
— Нормально будет голосовать, без сбоев.
— Откуда такая уверенность? Ведь непродажа земли — программная цель СПУ, почему вы думаете, что «Наша Украина» от своих целей не отступит, а все остальные — могут?
— Да никто не собирается посягать на программные цели СПУ! Одно дело — сельскохозяйственная земля, с продажей которой на этом этапе, допускаю, нужно повременить. Другое дело — продажа земельных участков на территории населенных пунктов, которая давно и с успехом происходит, но кулуарно. В свое время комиссия Совета национальной безопасности и обороны по вопросам землепользования только за два месяца работы вскрыла 80 тысяч гектаров земли на миллиарды долларов! Мы забрали эти земельные участки, вернули их в заповедники без громких заявлений, пиара и скандалов. И я знаю, что сегодня мы можем абсолютно спокойно выходить на земельные аукционы, которые эффективно может проводить Фонд государственного имущества, в том числе, возглавляемый представителем Социалистической партии Валентиной Семенюк.
— Коалиция должна определиться с кандидатурой премьера. Кто бы это мог быть, на ваш взгляд?
— ...Я, безусловно, за «оранжевую» коалицию, альтернативы ей нет. Но пребывание Юлии Владимировны на посту премьер-министра опасно для экономики государства и для демократии.
— Опасно даже при четко выписанных документах в рамках коалиции?
— В любом формате.
— Где логика? Ведь если Юлия Тимошенко становится премьером, решаются, как минимум, две проблемы «Нашей Украины». Во-первых, Тимошенко не уходит в оппозицию. Во- вторых, при нынешнем бюджете ни один премьер не сможет войти в историю как экономический гений. Значит, появится надежда, что рейтинг Юлии Владимировны завалится.
— Нам нет дела до рейтинга Тимошенко, тем более, что мы понимаем: завалится не Тимошенко, завалится экономика Украины. И я не буду аплодировать и радоваться тому, что под обломками экономики окажется какой бы то ни было политик. Для меня это не является равноценной жертвой.
— Тогда зачем «оранжевая» коалиция? Какую политическую задачу, с точки зрения вашей партии, она решает?
— Дело в другом. «Оранжевую» коалицию нужно формировать, потому что на нее существует запрос общества. При этом важны не люди, которые возглавят движение, а само движение.
— Кто еще в «Нашей Украине» считает, что «оранжевая» коалиция возможна при условии: Тимошенко — не премьер?
— Все.
— То есть вы действуете по принципу «не дает, а дразнится»? Вы за «оранжевую» коалицию, но на таких условиях, на которых Тимошенко никогда в нее не войдет?
— Почему? Если «оранжевая» коалиция — это а) проблема трудоустройства и б) дерибана портфелей, то пусть не входит. Если же «Наша Украина» примет такое решение, то я не хочу и не буду в этом участвовать.
— Но ведь именно ваша партия устами Романа Безсмертного первой заявила, что та сила, что победит, выдвинет кандидатуру премьера. Между прочим, это слова вашего партийного руководителя.
— Я достаточно самостоятельный политик. Роман Безсмертный является председателем совета партии, я — член совета партии. У нас демократическая процедура принятия решений. И партия не принимала такого решения. Мы предлагали во время избирательной кампании подписать меморандум, протокол о намерениях. Он подписан не был. Сегодня в нем нет необходимости.
— Но необходимость в коалиции ведь осталась. Как вы все-таки будете ее создавать?
— Мы предложили создать рабочие группы с трех сторон, которые примут программное соглашение по всем вопросам — земля, жилищно-коммунальная реформа, военная реформа, внешняя политика, экономическая политика, налоговая реформа, пенсионная реформа. Не дерибан: шапку по кругу — и кто какое министерство вытащит. Остановитесь! Уйдите от этого. Это не имеет ничего общего с тем, что обещали избирателям.
— Допустим: «оранжевая» коалиция, Тимошенко не становится премьером. Значит ли это, что она имеет право договариваться со всем парламентом о запуске процедуры импичмента?
— Тимошенко в политике имеет право на все. Что она хочет делать, то она и делает. Она себя ничем не ограничивает.
— Зачем коалиция тогда?
— Коалиция — это разве ограничение прав? Коалиция — это договоренности и ответственность за их нарушение. Политическая ответственность — это выход из коалиции. Если принципы коалиции не соблюдаются «Нашей Украиной», Блок Юлии Тимошенко имеет право выйти из коалиции. Если эти принципы коалиции не соблюдаются Блоком Юлии Тимошенко, мы имеем право выйти. Тогда переформатируется коалиция. Не сможет сформироваться — будут досрочные выборы. Все. Абсолютно нормальный, демократический механизм. И народ дает оценку: кто и что сделал, куда и кто пошел, кто и как себя вел в этих условиях. Я хочу трижды подчеркнуть то, с чего начал. «Наша Украина», как бы того ни хотела Юлия Владимировна, не будет исключена из коалиции. Что бы она ни говорила на пресс-конференциях, «Наша Украина» — за «оранжевую» коалицию. «Наша Украина» не договаривается с «Регионами».
— Если эта коалиция не будет создана, вы лично будете хотеть роспуска парламента?
— Я не хочу опережать события. Я считаю, что в условиях, когда будет реальная угроза роспуска парламента, политические силы найдут возможность умерить амбиции и искать компромисс, потому что пока поиском компромиссов никто не занимается, рабочая группа не работает. Пока у нас ведется такой диалог: «Ребята, вот есть Тимошенко — премьер-министр, и Турчинов — силовик, все сюда». Подождите! А Турчинов же занимался прослушкой, уничтожением дела Могилевича... Но в БЮТ зациклились и твердят: есть премьер и есть глава СБУ — и все, а кто против — тот коррупционер, негодяй, непрофессионал, вор, предатель, изменник, по ночам режет младенцев и пьет их кровь...
Еще раз повторю: либо мы договариваемся о принципах, а не о должностях, либо мы не договариваемся. Юлия Владимировна начнет искать с Партией регионов компромиссы? Скатертью дорога. Но тогда пусть берет на себя ответственность. Если народ ее поддержит, то это будет справедливое политическое решение. Точнее, логическое завершение публичной риторики Блока Юлии Тимошенко.
— Чутье Порошенко-политика подсказывает, что Литвин еще игрок после 26 марта или уже нет?
— Я не хочу использовать термин «игрок» по отношению к Литвину. Я всегда говорил, что я видел ту роль, которую Владимир Михайлович Литвин сыграл в мирном развитии революции. Мало кто об этом знает, но это был поступок мужественного человека. Без парламента сделать легитимным волеизъявление народа мирным путем было невозможно. Без Литвина это бы не состоялось. Отсюда следует — без позиции Литвина не было бы оранжевой революции.
— И Президента Ющенко?
— Оранжевой революции. Президент Ющенко был бы. Были бы просто другие выборы.
Выпуск газеты №:
№63, (2006)Section
Nota bene