Минфин пророчит стабильность
и определяет «равенство» как основу благоденствияОтчитываясь о выполнении шести главных задач, поставленных перед министерством, министр финансов Виктор Пинзеник выделил тезис о равенстве условий налогообложения. Поскольку, по его словам, «неравенство налогов только убивает инвестиции». Главное достижение: в прошлом году ведомство Пинзеника избавило страну от множества «извращающих конкуренцию, дискредитирующих украинского производителя и портящих бизнес-климат» налоговых льгот. Однако триумф еще не полный — министр посетовал, что «по политическим причинам» ему не удалось ликвидировать все налоговые льготы. Напомним: премьер-министр Украины Юрий Ехануров скорее всерьез, чем в шутку сослался на Виктора Пинзеника, как на основное препятствие для всяческих предложений о налоговых льготах: «Когда он слышит слово «льгота», то сразу за что-то тяжелое хватается, и невозможно провести ни одного документа, поскольку он член правительства. Вы же понимаете, что такое не слушать министра финансов».
Страстный противник льгот, как это можно понять из вышеизложенного, по понятным причинам не стал излагать последствия ликвидации СЭЗ и ТПР. Политика в этом направлении, как заявляют эксперты, привела к сворачиванию бизнеса на многих предприятиях. Судя по всему, о них он и не сожалеет, считая, что коли они не платят некоторые налоги, то пользы государству от них и нет. Борьба с «тенью», воплощением которой считались СЭЗы, захватила министра целиком и полностью. Опять повторив внушительные цифры собранных налогов и таможенных сборов, он приписал эти достижения успешному «обелению» экономики. Об этих успехах, или неуспехах, как утверждают критики Минфина, «День» уже подробно писал (31 января — «Бюджет теперь под контролем» и 2 февраля — «Налоговые раны»). Ранее не звучало лишь утверждение министра о том, что в прошлом году стало меньше случаев «силового» выбивания налогов. Подтвердить это должны были графики динамики выплаты налогов за 2005 и 2004 год. Если позапрошлогодние диаграммы отличались плавностью, то прошлогодние напоминали горный хребет с резкими возвышениями к концам кварталов. Говоря об этом, Пинзеник подчеркнул, что теперь от предпринимателей никто не требует досрочной выплаты налогов — как принесут, так и ладно, лишь бы в срок уложились.
Со второй целью — стабилизацией баланса бюджета, Минфин, по словам Пинзеника, справился: запланированный дефицит в 2,5% от ВВП удалось сократить даже до 2%. Правда, это пока только предварительные оценки, поскольку точных данных о ВВП еще нет — все основывается на предположениях Минфина, которые нередко опровергаются представителями других ведомств.
Впрочем, публичность использования государственных средств, которую обещали людям во времена Майдана, пока остается мечтой. Пинзеник согласен с тем, что люди должны знать, на что расходуются все суммы, превышающие пять миллионов, но достигнуть этого ему пока не удается. По его словам, за прошлый год гражданам был предоставлен 81 отчет главных распорядителей бюджетных денег, два из которых принадлежали перу Минфина, а в ближайшее время он пообещал обнародовать и отчет о расходной части бюджета... Впрочем, навести порядок в этом вопросе сможет лишь единый центр управления государственными финансами, который будет выдавать информацию по принципу, гарантирующему от злоупотреблений: один распорядитель — один отчет. Но до такой централизации пока еще далеко, хотя кое-какие подвижки в эту сторону уже есть. Например, Минфин взял на казначейское обслуживание Киевскую региональную таможню и планирует постепенно перетянуть под свое крыло и все остальные. Впрочем, о целесообразности такой своеобразной монополии на приходно-расходную часть бюджетного процесса можно поспорить, поскольку сейчас все-таки существует некий контроль одного ведомства за другим.
Одна из целей Минфина, выполненная по словам Пинзеника, «на все сто» — стратегия по освобождению от государственного долга, признается всеми работающими в экономике страны безоговорочно. Как подчеркнул Виктор Михайлович, целью было брать долги только на возврат старых и не брать ни копейки помимо этого. Такая стратегия оказалась удачной. За тот год общий госдолг сократился на 7 миллиардов гривен (до 6% ВВП).
Несколько более сложной оказалась для Минфина задача снижения налоговой нагрузки. Как можно понять из тезиса о равенстве, какие-либо льготы тут вообще исключены, поскольку, наоборот, ее повышают. По словам Пинзеника, его сердцу милей адресная помощь, которую будут получать нуждающиеся. Вопрос только в том: а дойдет ли она до тех, кому действительна нужна?
Еще одним новшеством, которое планирует Минфин, станет пересмотр принципов финансирования государственных учреждений. По словам Пинзеника, платить надо не на содержание структур, а за конкретные услуги для граждан: «Мы должны финансировать не больницы, а оплачивать лечение граждан». Пинзеник также высказал свое мнение относительно риска использования посредника при решении вопроса обеспечения Украины газом. Министерство, по его словам, настаивало на увязке цен на транзит и цен на газ. Однако особых угроз для страны Виктор Михайлович в ее отсутствии также не видит. Равно как и не видит причин для изменения курса гривни к доллару и угрозы инфляции после того, как новые газовые цены вступят в силу. По его словам ситуация с платежным балансом «является нормальной, в том числе и на 2006 год». Он напомнил, что угрожающие тенденции наблюдались на начало 2005 года, а со второго квартала они исчезли. Некоторое беспокойство вызывал декабрь в связи с поступлением средств, полученных от продажи «Криворожстали», однако инфляция в декабре составила 1,7%, что позволило выйти по году на приемлемые 10,3%. Сейчас показатель инфляции составляет 1,2%, что на полпроцента меньше, чем в прошлом году, «поэтому каких-то особых угроз по февралю я не вижу», подытожил министр.
Пересматривать бюджет, в отличие от Минэкономики, Минфин пока не собирается. «Для того, чтобы пересматривать, нужно иметь точку опоры», — сказал Пинзеник, заявив, что на бюджет могут повлиять изменения ставок коммунальных платежей, а также расходы, связанные с субсидиями. Так если повышается цена на газ для населения, то увеличивается размер субсидий, и большая часть населения за этими субсидиями обращается. Однако напомним, что было принято решение о сохранении цены на газ для населения. Поэтому пока «особой нагрузки на бюджет нет», считает глава Минфина. Как говорится, эти слова да Богу в уши...
Выпуск газеты №:
№19, (2006)Section
Экономика