Культурный реваншизм праздничного телеменю
Незадолго до нового 2006 года «День» (см. № 233) пытался сформировать рейтинг зрительских ожиданий и обратился к экспертам с вопросом о том, какие бы телепроекты они хотели увидеть в новогодние праздники на украинском ТВ. Тогда многие высказались о том, что вообще не хотят включать телевизор, поскольку не ожидают увидеть там что-то новое для себя. ? Подтвердились ли ожидания, чем заинтриговало, порадовало или огорчило «праздничное» украинское ТВ — об этом впечатления телезрителей.
Вадим ДОРОШЕНКО , издатель «Великої дитячої газети»:
— С первых дней провозглашения независимости мы ждем украинских передач. К сожалению, телеканалы продолжают давать «винегреты». Хотя в этом году на праздники, слава Богу, чувствовалось доминирование украиноязычных исполнителей. Это уже плюс. А все другое... Я пытаюсь не смотреть ТВ и телепередачи, потому что они не передают украинского духа и украинского праздника. Все-таки хотелось бы, чтобы наше телевидение было более украиноязычным и более национальным. И не только в новогодние праздники. По насыщению, мне кажется, все было в порядке: зрелище держали, качественную картинку делали, но... Украинские песни надо петь не только один раз в год — 24 августа. Их нужно петь каждый день. Теперь на телевидении к рождественским праздникам начали готовить концерты. И мой знакомый пошутил: «Украинские песни поют уже два дня в году: один раз — на День независимости, потому что стыдно петь на иностранном языке, второй — на Рождество, потому что колядки русские уже забыли». Поэтому приятно было послушать украинские колядки и щедривки.
Михаил КОМАРНИЦКИЙ , директор издательства «Літопис» (Львов):
— От праздничных новогодних и рождественских телепрограмм остались как горький осадок, так и горькое осознание двух вещей: наши телевизионщики или сознательно или подсознательно продолжают жить в крепких объятия ностальгии по прошлому — потому что как иначе объяснить множество старых телематериалов среднего качества и вкуса, или под влиянием выразительной политической конъюнктуры или стремления политического реваншизма небрежно и бездарно создавали смесь реваншизма культурного. Моя семья, мои коллеги по работе, мои друзья так и не сумели найти ни единого признака, что в Украине есть не один, а несколько национальных телеканалов, которые бережно заботятся о своих зрителях, о праздничной предновогодней или предрождественской ауре, требующей определенного подъема, духовного катарсиса, или даже настроево- развлекательного разнообразия. Переключал каналы в поисках интересной украиноязычной развлекательной программы и наталкивался на сплошную безвкусицу гротеска, а не на различные грани богатой смеховой культуры. Почему-то резкие шумовые и звуковые эффекты, далекие от музыкального мастерства, почти вытеснили классическую музыку и лучшие песни, которые на протяжении года были музыкальными хитами. Едва ли не на каждом канале нас кормили тем же самым — в различной последовательности мелькали лица российских певцов. Украинскую песню выловить было практически невозможно. Исключением был разве Первый национальный, который вечером 31 декабря предложил современные обработки украинских народных песен — некий украинский фольк-попс. Приятный подарок сделал к праздникам Александр Пономарев. Его Рождественский концерт на фоне общей серости и затертости выглядел действительно элегантно.
Стыдно было за долгожданное и разрекламированное «Метро». Очень удачная идея смиксировать прошлое и современное, вернув к жизни украинские шлягеры 1970—80 годов (дуэт Мозгового и Ани Лорак это особенно подтвердил), разбилась о бездарные, несмешные (потому что искусственные) и вульгарные диалоги ведущего (тот, кто их писал, по-видимому, уже давно или никогда не разговаривал на украинском языке). Выпивоны на фоне известного водочного бренда, которые призваны был заполнять паузы между песнями, продолжались значительно дольше самих песен. Казалось, нас, зрителей, испытывали на прочность — осилим дождаться песен или выключим телевизор, наевшись досыта засаленных так называемых шуток.
Украинское телевидение, к сожалению, не подарило своим зрителям настоящей праздничной атмосферы, оно так и не сумело сделать даже шаг навстречу миллионам семей, которые ожидали какого-то чуда. Чуда не произошло, потому что чудо рождается от любви. От любви к тем, кому мы дарим радость, хорошее настроение или улыбку. За эти праздничные дни создалось впечатление почти полного бессилия украинской развлекательной маскультуры, а скорее всего, украинских чиновников и дельцов от телевидения. Поэтому оставалось одно — на праздники поудобнее устроиться в кресле с книжкой и мысленно пожелать телевизионщикам ежедневно смотреть то, что они выбросили на головы зрителей в праздничные дни...
Наталья ЛАВРИНЕНКО , старший научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины:
— Новогодние праздники по количеству свободного времени, которое они предоставляют для наших граждан, наверное, самые продолжительные из всех праздников, которые даровало нам наше государство. Поэтому и объем времени, которое проводится у телевизора, — очень большой. Это относится буквально ко всем категориям населения: и к бедным, и к богатым, и к русскоязычным, и к украиноязычным... Кроме того, наши традиции постоянного застолья позволяют телевизору стать фоном, который и сопровождает все наши праздники. В силу этих факторов, многократно возрастает ответственность ТВ за качество и содержание тех телепередач, которые получает наше население. Я не фанат телевидения. Но поскольку времени было много, то и смотрели много.
Мне, и как социологу, и как верующему человеку, очень не понравилось освещение телевидением новогодних и рождественских праздников. Да, в последнее время ставится очень большой акцент на Рождестве как на религиозном празднике. Но мне не нравится, каким образом это подается. В подаче телевизионного материала очень мало духовности. Весь разговор о Рождестве Христовом сворачивается в бытовую сферу: пищевые обряды, пение колядок и так далее. Но это — всего лишь внешняя форма празднования Рождества Христова. К сожалению, очень мало на украинском ТВ говорится об истории, о духовной и внутренней сущности этого праздника. А именно это надо было бы транслировать. Хотелось бы, если мы уже поднимаем религиозную тему, то чтобы это была не обрядовая или чисто формальная сторона. Ибо за рассказами об обрядах, к сожалению, теряется главное — смысл христианского учения. Меня, как верующего человека и обществоведа, это чрезвычайно возмущает. Рассказывать по всем каналам долго и упорно, сколько блюд должно стоять на столе, давать рецепты их приготовления, и при этом не говорить о духовной сущности, об очищении души, моральных ценностях — это дорога в никуда.
Что касается развлекательной программы, то, к сожалению, и она была чрезвычайно традиционной. Сплошная попса! Причем профессиональный уровень так и не вырос — все те же лица, все те же песни... Например, «скачки» с канала на канал образа Верки Сердючки, к которой я отношусь положительно, а самого Андрея Данилко считаю очень талантливым человеком. Но его последние шаги в сторону развлекательной песни... Наверное, ему надо подумать, стоит ли эту линию дальше развивать. Потому что очень часто она переходит в пошлость.
Но очень порадовал меня 7 января на «1+1» большой Рождественский концерт при участии Александра Пономарева. В сопровождении симфонического оркестра Пономарев показал свои громадные профессиональные возможности как камерный певец и великолепный исполнитель классики. Все было очень душевно, красиво, благородно. После этого стоит пожелать другим нашим певцам не ограничиваться только шлягерной музыкой. Так как концерт получился просто великолепный. Вначале было исполнение мировой классики, потом — русской, и в завершение — исполнение украинских народных песен. Это, на мой взгляд, было лучшее, что украинское телевидение подарило нам в новогодние праздники.
Выпуск газеты №:
№1, (2006)Section
Медиа