«Быть рядом или стать частью?»
Опыт Норвегии и Польши в отношениях с ЕС
Осторожные ответы представителей Евросойза на вопрос о непосредственном участии Украины в европейском сообществе наталкивают на неутешительные заключения. Однако в данной ситуации стоит реально оценить возможности участия Украины в жизнедеятельности ЕС. На днях в Киеве состоялась научная конференция, посвященная рассмотрению обоих возможных сценариев более тесного сотрудничества Украины и ЕС, в которой участвовали специалисты из Норвегии и Польши.
Эти две страны были выбраны неслучайно. Норвегия — развитая европейская страна, не являющаяся членом Евросоюза. На обоих референдумах в различные годы относительно вхождения страны в Евросоюз норвежцы отвечали «нет». На то у них были свои причины. Главная из них — страх быть поглощенными огромным объединением и потерять контроль, в первую очередь, над национальными запасами нефти и газа, которые лежат в основе экономики страны. Кстати, такие настроения господствуют в норвежском обществе и сегодня, поэтому правительство решило отложить рассмотрение вопроса о членстве в Евросоюзе по меньшей мере на четыре года.
Но Норвегия будет продолжать поддержку традиционных тесных экономических связей. Известно, что страна является членом EFTA (Соглашения о европейской свободной торговле). В 1960 году под этим соглашением подписались Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария. К ним в 1970 году присоединились Финляндия и Исландия. Однако по мере расширения Евросоюза из EFTA выходили ее члены, и сегодня в ней остаются Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария. Но это не значит, что EFTA и ЕС торгуют отдельно друг от друга. С тех пор как в 1992 году ЕС внедрил единый внутренний рынок, EFTA начала переговоры об участии в нем и в 1994 году подписала соответствующее соглашение. Онo сталo главным инструментом Норвегии в отношениях с ЕС. Благодаря Соглашению о европейской экономической зоне страна является частью европейского внутреннего рынка. Это предусматривает создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Здесь действуют общие стандарты, правила и инструменты регулирования этих рынков. Общие правила предусматриваются также в отраслях конкуренции и распределении государственных субсидий. В то же время, Соглашение о европейской экономической зоне имеет динамичный характер. Каждый раз, когда Евросоюз меняет свою политику в той или иной области, соответствующие изменения вносятся в соглашение. Хотя кое- кто с норвежской стороны сетует на то, что страна «играет роль исполнителя, а не законодателя». Но, согласно договору, Норвегия не принимает участия еще в ряде сфер деятельности ЕС. Она не является частью ни таможенного, ни валютного союзов, не влияет на внешнюю политику ЕС и не занимается решением вопросов обороны. Кроме того, нет общей политики в сельском хозяйстве и рыбном промысле. В целом, благодаря Соглашению Норвегия завоевала доступ к европейскому рынку и в течение десятилетий имеет стабильные и прогнозируемые показатели импорта и экспорта товаров.
Такой сценарий норвежцы видят вполне приемлемым для Украины. Во-первых, он не требует каких-либо глобальных сдвигов, ведь невозможно сделать все и сразу. Во-вторых, участие в этом соглашении стоит все-таки несколько меньше, чем в ЕС, пусть это и не решающий аргумент в пользу такого варианта сотрудничества с Евросоюзом.
Для Украины осуществление такого варианта выглядит достаточно реальным уже в ближайшем будущем. Председатель Представительства Еврокомиссии в Украине Иен Боуг уже говорил, что после вхождения Украины вo Всемирную торговую организацию ЕС начнет переговоры о создании зоны свободной торговли. Удачные результаты могли бы в 2008 году отобразиться в новом расширенном соглашении о сотрудничестве — по итогам выполнения Плана действий Украина — ЕС и после окончания срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Таким шагом могло бы стать присоединение Украины к Соглашению о европейской экономической зоне.
За непосредственное вхождение Украины в Евросоюз держит руку Польша. На основании собственного опыта (напомним, Польша стала полноправным членом ЕС 1 мая 2004 года) поляки считают, что украинцам не стоит опускать руки — следует добиваться членства именно в ЕС (на пару с НАТО), а не в каких- то других образованиях. В первую очередь потому, что стандарты вхождения в ЕС являются довольно жесткими, что в конечном результате положительно влияет на развитие стран, заявивших о своем европейском выборе, и требуют глубоких изменений. Так в свое время было с Польшей и остальными восточноевропейскими странами последней волны расширения. Причем, указывают поляки, важен, скорее, процесс интеграции, чем его результат. Скажем, к последним кандидатам вхождения в ЕС выдвигалось требование иметь стабильные государственные институты, гарантирующие демократию, верховенство права, соблюдение прав человека, защиту национальных меньшинств. В стране должна функционировать рыночная экономика, способная выдерживать конкуренцию внутри Союза, также страна-кандидатка должна быть в состоянии выполнять условия, к которым ее обязывает участие в политическом, экономическом и валютном союзе. Сравнительные анализы развития стран различных волн расширения ЕС свидетельствуют о позитивных достижениях в процессах демократизации общества, эффективности работы власти и успешности экономических реформ. Такие результаты предопределяются жесткой политикой ЕС относительно вхождения в его ряды — не принимается ни половинчатость реформ, ни так называемые реформы на бумаге. Ярким примером этого может служить Турция, которая много лет подряд одной ногой стоит в Евросоюзе, однако никак не может переступить этот порог.
Какую планку поставит для себя Украина, зависит от того, насколько готова к изменениям украинская власть.
Выпуск газеты №:
№223, (2005)Section
Nota bene