«Снять бронежилет с души...»
Стихи Николая Винграновского впервые адаптированы средствами драматического театра18 ноября в Музее Леси Украинки в Киеве состоялся поэтический спектакль «Заповітне» по произведениям Николая Винграновского в постановке столичного театра поэзии «Мушля» (режиссер — Сергей Архипчук).
В Украине существовала древняя традиция проведения поэтических вечеров. В качестве примера — благородные собрания интеллигенции ХIХ века, на которых декламировали стихи, пели романсы. В 20 егоды прошлого века лирические спектакли на театральной сцене ставил известный украинский режиссер Лесь Курбас. Позже, в 1960— 1970-х, — экспериментальные театры-студии при университетах. Потом на несколько десятилетий эта традиция была прервана. И сейчас поэтический спектакль — редкостный жанр, а режиссера, занимающегося поэтическим театром, называют призраком. Вот и творческий состав «Мушли» поэзией не зарабатывает себе на жизнь — это, скорее, увлечение. А самое главное — труппа (в ее состав, в соответствие со спектаклями, приглашают профессионалов из разных театров и любителей) занимается этим потому, что в современном мире механических отношений, размытых чувств и невысказанных слов ощущается потребность в человечности и искренности, которую, собственно, и несет в себе поэзия. Четыре года спустя театр заявил о себе спектаклем «Пекучої мушлі слово» по стихотворениям киевской писательницы Натальи Клименко. Из постановок театра следует вспомнить спектакль во Львове к 60-летию провозглашения самостоятельности Украины по произведениям Юрия Липы, Василя Герасимьюка... В нем принимали участие актеры столичного Театра на Левом берегу, рок-группы «Плач Єремії» и «Кому вниз», хор «Фрески Києва» и братья Павел и Петр Приймак. Со временем в Черкассах читали Василия Симоненко. А премьера «Заповітного» по Николаю Винграновскому прошла в конце октября в Донецке.
Этот спектакль проходит в эмоционально-интимной близости со зрителями. Главный герой — сам поэт, роль которого мастерски исполняет актер театра «Сузір’я» Евгений Нищук. Остальные действующие лица — пять красивых женщин: его увлечения, грезы, мучения, сомнения, музы... В конце концов, с кем-нибудь из них каждый присутствующей в зале мог отождествить и себя. «Заповітне» — это жизни, души и сердца, выраженные в эмоциях, репликах, мимике, жестах, движениях, полутонах голоса. «Николай Винграновский был на редкость одаренным творцом, — отмечает Иван Драч. — Он мог погружаться в незримые глубины человеческой души и считывать оттуда самую сокровенную информацию». Еще одним доказательством этого является факт, что женщин-муз убедительно и искренне воплотили на сцене любители: Лидия Порицкая, Анна Полтавец, Надежда Базарова, Марта Шпак и Ольга Кострич. Среди них только одна — студентка театрального института, остальные — работники радио, юридической фирмы, студентки технических вузов. «Одна из девушек, приходившая на отбор, сказала, что мол, чтобы играть в этом спектакле, нужно снять бронежилет с души», — рассказывает режиссер Сергей Архипчук. — Очевидно, «Заповітне» — спектакль не попсовый. Для меня критериями были индивидуальность, интимность и искренность, которые бы эпатировали. Актеры не играют роли, они — лишь оголенные образы, пропускающие через себя поэзию Винграновского. Тем не менее каждый зритель слышит, ощущает что- то свое, что-то недосказанное когда- то или совсем недавно». Поэтому, панцирь с души приходилось снимать и зрителям, чтобы вспомнить, как это бывает, когда «За птахом піниться вода» или «Степліло подихом весни»; или сказать: «Ні з очей, ні з губ мені не починайся»... Может, кто-то уже что-то похожее говорил?.. А может, и не раз?..
В основу спектакля легли стихи поэта 1960-1980-х годов, больше всего их было из известного сборника «Цю жінку я люблю». Для того, чтобы глубже воссоздать характерный украинский психотип и мир предметов, традиционно окружающих украинцев, режиссер обратился к интересному стилистическому решению: красные ленты и коралловое ожерелье поверх черных костюмов на актрисах, белая сорочка — на актере и один цветастый платок — на всех. А еще — вместе с поэзией звучали песни: «Долиною козак їде» на слова Тараса Шевченко, колыбельная «Ой, летіли журавлі», бойкивские латканки — свадебные ритмические перепевы «Поцілуй м’я, мій миленький», «Ой, на горі ромен цвіте», «Я в середу родилася» и другие.
«С Винграновским я был лично знаком, — говорит украинский писатель из США Богдан Бойчук. — Он вообще поэт лирический. Как известно, лирика не очень подходит для драматизации. А режиссер ее драматизировал с помощью сценических средств. Эти диалоги между поэзией и пением бойкивских песен, ничего не имеющих общего с этими стихами, были очень удачными, они добавляли напряжения в спектакль». А жена поэта Александра Винграновская подытожила: «Я шла на спектакль, прежде всего, как на представление поэтического театра, а не для того, чтобы осознать, каково значение Николая Винграновского для украинской литературы. То, что режиссер и молодые исполнители взялись за эту работу, свидетельствует о том, что они обладают хорошим чувством слова, глубокой уцелевшей душой и, наконец, изысканным вкусом. Спектакль получился хороший. Я признательна им за него».
Выпуск газеты №:
№215, (2005)Section
День Украины