Голоса и мандаты
Несоответствие результатов выборов Президента страны итогам действительного волеизъявления вызвало несогласие и собрало людей на Майдане. Еще большее несоответствие результатов выборов народных депутатов реальному волеизъявлению не привлекает ничьего внимания. В первом случае — грубая, топорная работа по вбросу искусственных бюллетеней, во втором — изящно написанные нужные строки в нужном месте, отбрасывающие самые что ни на есть настоящие бюллетени.
Выборы народных депутатов — процесс обмена голосов на мандаты. У каждого из нас, кому исполнилось 18 и кто не признан судом недееспособным, есть право голоса. Мы его имеем, причем, без всяких условий. Так записано в ст. 70 Конституции и продублировано в ст. 2 Закона «О выборах народных депутатов». Свой вариант волеизъявления мы документально фиксируем — для этого есть бюллетень. Опускаем его в избирательную урну — чтобы он попал в официальные руки. С помощью этих рук произведут сортировку и подсчет. Протоколы направят в ЦИК. Мы свое дело сделали; те, кто этого не умеет, становятся обладателями недействительных бюллетеней. Но, когда все получилось, мы можем рассчитывать на мандаты? Конечно. Для этого нужно проделать одну несложную операцию. Для того, чтобы обменять действительные бюллетени на мандаты, нужно соизмерить их по отношению друг к другу. Это даст нам операция деления. Мы узнаем стоимость мандата (в бюллетенях) и вес бюллетеня (в доли мандата). Без этой операции обмен невозможен. Законодатели назвали такое действие исчислением избирательной квоты. Исполнять поручено ЦИК. Вот тут внимание! Именно так происходит чудесное превращение действительных бюллетеней в голоса. Бюллетень, не имеющий веса — листок для статистики, бюллетень с весом — это голос! Вес голоса — величина конкретная, полученная в результате арифметического действия. Голоса без веса не бывает. Запретить голосу участвовать в процессе обмена на мандат — невозможно! Не дать участвовать в этом процессе действительному бюллетеню, не имеющему веса — реально! Для этого нужно придумать преграду, например процентный барьер, или просто проигнорировать определенный вариант волеизъявления, например тех, кто голосует «не поддерживаю ни одного». Так можно вывести из состава избирателей целый слой граждан, которые сделали все, чтобы ими быть.
Вспоминаем гарантию — «право голоса имеют...» Это не есть право заполнить бюллетени, количество которых может быть достаточным для получения от 1 до 13 мандатов, — и не получить их (при 3-процентном барьере)! Это не есть право отметиться в нижнем квадрате бюллетеня (вариант «не поддерживаю ни одного»), — и не иметь никаких шансов при любом (!) их количестве! Это есть безусловное право каждого гражданина получить голос, которому ничто не помешает участвовать в процессе обмена на мандат!
По результатам выборов народных депутатов 2002 года, 5319277(!) действительных бюллетеней не стали голосами. Это — 21,32% от общего их количества. ЦИК, руководствуясь механизмом ст. 76 Закона, привела его в действие — вычислила избирательную квоту без учета указанных бюллетеней. Но, почему тогда ст. 2 Закона не водила рукой ЦИК? Дать каждому право голоса — это требование или пожелание? Если оно прописано в ст. 70 Конституции, то как его могут отменить: игнорирование по варианту волеизъявления и какой-то барьер, на возможность существования которого в Основном Законе нет и намека?! Как можно класть на весы с одной стороны — пудовую гирю одного из основных прав человека; с другой — мыльный пузырь предположительно более эффективной работы парламента — и не видеть, где находится стрелка?!
В 1998 году Конституционный Суд Украины рассмотрел, но не стал обсуждать обращение группы народных депутатов о конституционности процентного барьера. Сработал возвратный механизм с формулировкой — «вопрос политической целесообразности». В аналогичной ситуации КС Российской Федерации вопрос обсуждал и, более того, определил два условия, при невыполнении которых назвал барьер чрезмерным. Вынес решение, последовали изменения в федеральном законе РФ о выборах. Это не было решением вопроса, но хоть какой-то попыткой в какой-то мере ограничить несправедливость.
В октябре 2002 года главы СНГ поставили свои подписи под Конвенцией «О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод…», в которой есть проникновенные строки: «каждый гражданин имеет один голос... причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, при этом на вес голоса избирателя не должна влиять применяемая в государстве избирательная система».
Не включен бюллетень в процесс исчисления избирательной квоты — нет у него веса. Нет веса — нет голоса. Нет голоса — нет права. Нет права — Вы слышите, Гарант?
Выпуск газеты №:
№204, (2005)Section
Почта «Дня»