Куда делся рогатый скот?
Мясной кризис весны этого года может повториться еще раз. Предпосылки для него легко объяснимы — в стране продолжает сокращаться поголовье скота. По данным Госкомстата, на 1 октября крупного рогатого скота опять стало на 6,54% меньше, чем в прошлом году. Сократилось также стадо коз и овец (на 2,47%). Правда, любителей свинины статистика еще может порадовать. Хрюшки размножаются и растут относительно хорошо (2,23%), но это, в принципе, не спасает положения — цены на мясо не падают, и, скорее всего, его снова придется покупать за рубежом. В чем дело? Кормов-то в Украине нынче с избытком. Ответы на эти вопросы искали корреспонденты «Дня», опрашивая экспертов и непосредственных производителей.
Сергей ГНАТЮК, генеральный директор Украинской корпорации по производству мяса на промышленной основе «Тваринпром»:
— Свининой стало выгодно заниматься, отсюда значительно увеличилось количество желающих вкладывать свои деньги в отрасль — она стала привлекательной для инвесторов, которые дают деньги для развития свиноводства. Все это обеспечило хорошие темпы. Причем растет не только поголовье, но и продуктивность производства. Правда, зачастую поголовье увеличивается за счет того, что перерабатывающие комбинаты отказываются брать наших свиней, отдавая предпочтение более дешевому «серому импорту».
С крупным рогатым скотом ситуация абсолютно иная. Чтобы вырастить корову, нужно намного больше времени. Свиньи растут быстрее, кроме того, свиноматка может дать в год два опороса, корова же телится раз в год, и то одним теленком. Поэтому для увеличения поголовья крупного рогатого скота нужно намного больше времени. А когда в хозяйствах проблемы с горючим, они в первую очередь избавляются от коров.
Владимир ПИЩОЛКА, заместитель начальника Департамента продукции рынков животноводства Министерства аграрной политики:
— Действительно, поголовье скота уменьшилось. Хотя в начале года оно росло. Основная причина — низкая рентабельность производства. Сейчас заниматься мясом, кроме птицы и, в последнее время — свинины производителям просто невыгодно. Рентабельность при реализации говядины в прошлом году составляла 33,8%, свинины — 14,4%, а козлятины и баранины — 75%. Положение со свининой выровнялось, а все остальное осталось без изменений. Себестоимость мяса абсолютно не соответствует закупочным ценам, и, учитывая ситуацию с горючим и повышением цен на другую промышленную продукцию, используемую в сельхозпроизводстве, многие хозяйства просто не могут потянуть таких расходов. Это явление называется диспаритетом цен и является для хозяйств разрушительным. Нужно учитывать, что для многих из них животноводство остается единственным источником денег для выплаты зарплат и расчетов за горюче-смазочные материалы и банковские кредиты. Из-за того, что нет оборотных средств, животноводство часто выступает разменной монетой. Конечно, если вывести животноводство на мировые показатели эффективности и производительности, оно перестанет быть убыточным. Но на них мы пока еще не вышли.
Владимир КУЦЕВИЧ, главный специалист Министерства аграрной политики АРК:
— Из-за дефицита, дороговизны и нерентабельности производства кормов хозяйства пустили под нож значительную часть поголовья, в том числе коров. Если в 1990 году в Крыму в хозяйствах всех типов их насчитывалось 253 тысячи, то по итогам 2004 года — только 101 тысяча. Сегодня только 159 из 549 сельхозпредприятий Крыма имеют дойное стадо. А говядины, баранины, свинины и мяса птицы, произведенных в Крыму, хватает на обеспечение лишь 45% жителей и гостей полуострова. По предположениям специалистов, поголовье скота в скором будущем сократится и на личных подворьях. Во-первых, по мере роста доходов населения будет все меньше желающих самостоятельно заниматься выращиванием скота. Во-вторых, ужесточение требований законодательства к качеству продукции животноводства вынудит переработчиков отказываться от закупки продукции в частных хозяйствах. Поэтому уже в этом году в Крыму поголовье коров уменьшилось еще на 2,4 тысячи голов. Чтобы исправить ситуацию, следует вести скотоводство на индустриальной основе, с использованием лучшего племенного поголовья, в крупных, преимущественно частных хозяйствах, которые смогут одновременно производить достаточное количество дешевых концентрированных кормов, иначе животноводство в рыночных условиях становится просто нерентабельным.
Леонид БАБИЧ, заместитель начальника Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Житомирской облгосадминистрации:
— В области на начало октября количество крупного рогатого скота по всем категориям хозяйств составляло 372,5 тысячи голов. Это на 2,5% больше, чем в начале нынешнего года, но на 4,8% меньше, чем на этот же период прошлого года. Такая ситуация сложилась потому, что находясь в трудном финансовом положении, сельскохозяйственные предприятия вынуждены часть поголовья продавать на мясо. А из-за отсутствия системы закупки новорожденного молодняка от населения жители села часто сбывали и своих телят. Сейчас в области за счет государственного и местного бюджетов сельхозпредприятия могут получить в банках дешевые кредиты для закупки молодняка. И это уже дает результат. Но еще одна причина, которая усложнила положение в животноводстве, — это ситуация на рынке зерна. Его дешевизна также вынудила сельских жителей продавать скот, чтобы заработать денег на осенние полевые работы. Но все же животноводство вообще и откорм крупного рогатого скота, в частности, имеют сейчас неплохие перспективы. Ведь нынешние цены на мясо и молоко делают это выгодным. Мы уже не можем отбиться от инвесторов, тех, в частности, которые предлагают вложить солидные средства в восстановление не работающих сейчас животноводческих комплексов. А потребности внутреннего рынка у нас такие, что дефицит собственного производства мяса еще четыре-пять лет будет ощутимым, а там, глядишь, и в Европу его будем продавать.
Владимир РЕЙДА, заместитель начальника Хмельницкого облуправления агропромышленного производства:
— На 1 октября в агропредприятиях края осталось 165 тысяч голов крупного рогатого скота. Это на 15,5 тысяч меньше, чем было на это время в прошлом году. Такое падение происходит уже не первый год. На мясо и молоко имеется большой спрос. Следовательно, нельзя говорить о том, что это производство невыгодно. Хозяйственники объясняют факт уменьшения поголовья скота тем, что нужно было покупать горючее, чтобы засеять озимый клин, пахать под зябь, собирать свеклу, вот и продавали «хвосты». Из некоторых ферм — до последнего.
Упрекать власть в том, что якобы загубила село, не нужно. Вот Владимир Марченко, директор агрофирмы «Маяк» (Полонский район), на днях вспомнил, что c начала года в кассу поступило 1,2 миллиона гривен различных дотаций за проданный скот с большими весовыми кондициями. Успешны и другие хозяйства, где заняты промышленным производством говядины и молока. Например, в Малой Клитной Красиловского района от этого производства с начала года получили около двух миллионов гривен чистой прибыли. Поэтому там не уменьшают, а наоборот, увеличивают поголовье скота. Поэтому нужно говорить о проблемах агроменеджмента. Это по его вине исчезает скот. А следом за этим, как показывает практика, растет безработица... Поэтому вина двойная.
Выпуск газеты №:
№190, (2005)Section
Экономика