Ислам как орудие модернизации
Большую тревогу в Ираке и на всем Ближнем Востоке вызывает представление, что ислам и модернизация враждебны друг другу. Но история Малайзии на протяжении последних трех десятилетий показывает, что это представление ошибочно. В действительности исламизация оказалась эффективным политическим средством, способствовавшим адаптации большинства малайцев к быстрому экономическому развитию страны.
В начале 1970-х годов, когда Малайзия все еще была в основном аграрной страной и процесс исламизации только набирал силу, правительство начало проведение так называемой Новой экономической политики (НЭП), целью которой было помочь большинству малайцев получить большую долю в богатстве страны. После трех десятилетий поразительного экономического роста многие малайцы достигли материального благополучия и удовлетворения посредством не только светского капитализма, но и обновленного исламского самосознания страны, в основном гармонично сочетающегося с модернизацией. (Конечно, время от времени возникают парадоксы, как, например, когда глобализация пропагандируется наряду с требованиями более строгой цензуры).
Политики исламского толка, такие как Анвар Ибрагим, приобрели широкую известность после начала процесса исламизации в 1970-х годах. Но пропагандируемый ими ислам не призывал к возвращению в прошлое, а наоборот служил орудием формирования модернизирующей экономической политики, принимающей во внимание особенности мусульманского общества.
Ввиду популярности этого движения среди народа к 1982 году правительство премьер-министра Махатхира Мохамеда решило кооптировать Анвара Ибрагима в свою Объединенную малайскую национальную организацию (ОМНО) — доминирующую партию в правящей коалиции страны. Эта стратегия принесла хорошие результаты и помогла ослабить исламскую оппозицию резким изменениям, сопровождавшим быструю экономическую модернизацию страны.
Во время 1990-х годов, однако, влияние Анвара внутри партии усилилось, что обеспокоило многих представителей старой гвардии. Ситуация достигла апогея после финансового кризиса 1997 года, когда Анвар, будучи заместителем премьер-министра, выбрал еще более экономически либеральный подход, чем Махатхир. Отчасти в ответ на этот вызов Анвар был снят с должности.
Абсурдный судебный процесс над Анваром и вынесение приговора по обвинениям в содомии и злоупотреблении властью вдохновили движение Reformasi, тогда как усиливающиеся настроения против ОМНО и Махатхира овладели происламски настроенными малайцами. Это вылилось в плохие для правящей коалиции результаты на выборах в ноябре 1999 года.
Исламистская партия Parti Islam SeMalaysia (PAS) пришла к власти в штатах Келантан и Тренггану и создала серьезную угрозу для ОМНО в других северных штатах. Личный конфликт между Махатхиром и Анваром, таким образом, привел к явному расколу между исламистскими политическими силами Малайзии и модернизаторами ОМНО.
Так что Махатхир снова оказался перед необходимостью выработать стратегию, направленную на предотвращение превращения ислама в орудие оппозиции. Это оказало серьезное влияние на выбор его преемника, когда он решил уйти с поста премьер- министра. Выбор Абдуллы Бадави — нынешнего премьер-министра — помог ОМНО вернуть исламский моральный авторитет, на который претендовал PAS.
Однако это было временем начала американской глобальной «войны против терроризма» в 2001 году, которая привела к резкой остановке политического марша исламистских партий, поскольку предоставила правительству предлог обрушиться на малазийских правых и PAS.
Но это только укрепило желание ОМНО выглядеть достаточно исламистской партией. Так что, прежде чем уйти в отставку, Махатхир пошел на то, чтобы провозгласить Малайзию де-факто мусульманским государством. Многие были удивлены и возникли вопросы, как далеко может пойти Махатхир, чтобы противостоять исламистским призывам.
Эта тенденция продолжается. Одним из первых действий Бадави после вступления в должность премьер- министра в октябре 2003 года было введение понятия ислама Хадхари (цивилизованного ислама). Этот поначалу непонятный термин был конкретизирован в сентябре 2004 года десятью принципами, только один из которых имел религиозную коннотацию. Тем не менее, этот шаг оказался именно тем, что было необходимо происламским избирателям для возвращения в число сторонников правящего фронта.
На всеобщих выборах в марте 2004 года — первых с тех пор, как Махатхир ушел со своего поста после 22 лет пребывания у власти — умеренные мусульмане принесли Абдулле Бадави полную победу на выборах. Освобождение Анвара Ибрагима вскоре после этого еще больше подняло престиж нового премьера как лидера, способного урегулировать внутрималайские и внутримусульманские конфликты.
С тех пор Абдулла Бадави популяризирует концепцию ислама Хадхари, используя ее как средство переноса фокуса с санкционирующей функции ислама на его цивилизующий потенциал, чтобы сделать его менее идеологическим. В сегодняшней Малайзии ислам преподносится как генератор цивилизации и культуры, а не только как источник религиозного вдохновения. Это помогает противостоять экстремистским тенденциям внутри страны и предоставляет концептуальную платформу для умеренного ислама. Ислам Хадхари старается убедить людей в том, что материализм и национализм ОМНО не противоречит исламу.
При помощи различных приемов и стратегий Малайзия эффективно справилась с напряженностью между светской программой модернизации и исламской верой, исповедуемой малайцами. Сделав исламистов и исламистские настроения частью процесса модернизации, Малайзия демонстрирует, что исламская вера и экономический рост могут гармонично сочетаться, если политики достаточно умны для того, чтобы не относиться к ним как к противоречащим понятиям.
Ои Ки БЕНГ — научный сотрудник Сингапурского института по изучению проблем Юго-Восточной Азии
Выпуск газеты №:
№170, (2005)Section
День Планеты