Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как буденновцы «спасли» Олесский замок

Репортаж с автопробега «Схiд — Захiд разом назавжди»
21 июля, 19:07

Продолжение. Начало в номерах «Дня» за 8 и 15 июля

Добираемся до знаменитого Олесского замка, расположенного в Львовской области. Это величественное здание находится на зеленом холме и окружено чудным парком. Замок сразу же оказывается в центре твоего обзора. Его невозможно обойти! Он буквально вопиет: «Не проходите мимо!» Поэтому мимо не проходили и регулярно его брали приступом и татары, и поляки, и французы, и немцы...

Моментально наполнил это место персонажами прошлого академик, Герой Украины, директор Львовской галереи искусств, представитель украинских музеев в Юнеско — Борис Григорьевич Возницкий. Несмотря на преклонный возраст, он живо и артистично подает исторический «материал», перемежая факты своими гипотезами и догадками. А так же не без иронии, присовокупляя к каждому экспонату замка-музея историю его «добычи». Возницкий спасал произведения искусства и предметы культа с разоряемых и разрушаемых церквей Львовщины, Тернопольщины и Ивано-Франковщины в течение 50-ти лет. Здесь собрано 12 тыс. вещей на 4,3 млрд. долларов. Поэтому таких историй у Бориса Григорьевича — тоже сотни.

Дата основания Олесского замка — 1326-й год.

По одному из преданий в нем родилась княгиня Ольга.

В 1241 году замок взял Батый, уже после Киева.

Когда схлынули татаро-монгольские орды — выдающейся личностью, заправлявшей здесь, был воевода Иван Давыдович. В его собственность замок перешел в 1605 году. Замок перестраивали, придавая ему черты Возрождения. Строили пленные турки и татары. Они, естественно, периодически сбегали с принудительных работ.

Особо высокорожденный турок Абдурахман «смылся» отсюда аж за 200 километров. Давыдович узнал его в одном из слуг Михаила Хмельницкого, отца Богдана. Говорит: «Батюшки, да это мой турок!» Но старший Хмельницкий не хотел поначалу отдавать образованного слугу. Давыдович ответил, что хотел бы поменять Абдурахмана на казака, который был в турецком плену. Оценивали турка в 1500 золотых монет. Чем закончился торг между этими вельможами — неизвестно. Скорее всего, полюбовно. Давыдович, как говорится, «правее».

Из привилегий за ним было закреплено право резать и подавать хлеб королю. Что считалось высокой честью.

В 1681 году замок становится одной из резиденций легендарной среди поляков личности — Яна III Собеского (1629—1696). Крестил его монах Иоанн. Мать его была русинкой. В 46 лет он стал королем Речи Посполитой. Турков побеждал более десяти раз. Заключил «Вечный мир» с Россией. Благоволил к казакам, их много служило под его началом.

На огромной картине (8Х8,5м) в музее изображена сцена битвы с турками. Полотно на стену не умещается, поэтому его немножко скрутили. В центре — атакующий на коне Ян III. Если стать рядом — герои картины вполне соответствуют твоим собственным габаритам. Ты становишься как бы участником того славного сражения.

Жена Яна III Мария Казимировна была беременна более 20 ти раз. «Так-то вообще он сконя не слазил, а как слезет — новый ребенок», — шутя, поведал академик.

После поляков утвердилась здесь Австро-Венгерская империя.

В 1848 году было сильнейшее землетрясение. Так трясло пятнадцать минут, что лопнула замковая гора, стены разошлись. Хозяева и челядь бежали. Многие потом ковыряли стены в надежде на обнаружение кладов, но сокровищ так и не нашли.

1939 год — советская власть. Здесь стояла дивизия Власова.

В 1941-м — немцы сделали тут еврейское гетто, расстреливали евреев.

После 1946-го — насильственная переориентировка католических священников в православные. В Западной Украине было около 500 костелов. Альтернатива у католических священнослужителей была следующая: или в православные священники, или в Сибирь.

Храмы — под склады.

«Показываем 3% всего, что здесь хранится, — продолжает наш именитый экскурсовод, — есть уникальные деревянные скульптуры, вырезаемые из целых деревьев. Основатель этой школы — Иоган Пинзель. В одной из церквей было ПТУ. И учащиеся топили печь этими деревянными скульптурами, — вздохнул Борис Григорьевич. — Я еле успел выхватить у двух из них скульптуру Святой Анны. Часть ее лика они уже отпилили и сожгли...»

Мы с грустью глядим на деревянной женщину, сделанную в очень экспрессивной манере, вместо лица у нее — гладкая поверхность.

Когда в замке недавно побывал представитель ЮНЕСКО по культуре, он спросил Возницкого: «Во сколько вы оцениваете это произведение?», — указывая на фигуру Святой Аны. «В 200 тысяч долларов», — предположил академик. — «Если будете выставлять ее на аукцион, — дал совет эксперт, — начинайте с 1 миллиона 700 тысяч...»

К 1969-му здесь настолько все было запущено, что, практически, остались одни руины от былой постройки.

В 1970 году Борис Возницкий задумал восстановить Олеский замок. Здание нужно было начинать почти с нуля. Советская политика, естественно, не поощряла восстановление памятников культуры, связанных с «эксплуататорами» — графами, королями, гетманами.

Борис Григорьевич отметил, что в те времена о западно-украинских замках совсем ничего не было известно. (Возницкий был одним из первых в Украине искусствоведов. Закончил он Ленинградскую академию.) Так вот в официальной науке этих замков как бы не существовало. Ими никто не интересовался и на местах. И ученый постепенно, год за годом, стал наносить их на исторические карты.

Олесский замок выделялся своим масштабом, поэтому Борис Григорьевич задумал проект восстановления именно его.

Тогда была идеологическая установка: 40% древности, 60% — современности. «А современности тут нет, — говорит Возницкий, — Ленин не приезжал. Так мы сделали несколько эскизов памятника буденновцам. Один утвердили. И рядом с памятником тачанке открыли заново построенный Олесский замок».

Местный первый секретарь был против и такого варианта. Но к проекту привлекли внимание Щербицкого. Ему проект понравился, прежде всего — как инженеру, а не как идеологу. (Кстати, памятник буденновцам — очень оригинален, гигантские вздыбленные кони застыли прямо над дорогой, перекрывая ее, словно арка...). Он дал добро. И в 1975 году музей был открыт.

Просторные залы действительно ломятся от шедевров.

— Вот люстра, — говорит Борис Григорьевич, указывая на девицу в короне, из спины которой торчат рога, — XV век. Мифологическая ведьма норвежско-шведского происхождения... Вот шпалеры австрийской мануфактуры, — демонстрировал свои сокровища собиратель. — Было их двенадцать — с изображением приключений Одиссея. Хранились они у какого-то паренька в Каменец-Подольском, в подвале. Достались от тещи. Эти трофейные «ковры» привез из Австрии их дед. Парень один из этих гобеленов принес в Каменец-Подольский краеведческий музей. Там сказали: «Рванье не берем»...

И вот паренек оказался перед нашим искусствоведом. Возницкий — обомлел, понимая, какая это ценность. Квадратный метр такой вещи изготавливался год. Судя по размерам этих гобеленов на каждый из них было потрачено лет шесть. Начало подобного рода произведениям дала фирма Бруксена парижской мануфактуры. В средневековье сюжеты они брали, в основном, готические — на христианскую тему. В ренессансную пору — к ним добавились мифические, вроде сцен из похождений Одиссея.

Зная настоящую цену этих произведений XV столетия, Возницкий осторожно спросил у владельца, сколько он хочет денег? По советским законам архивный фонд мог платить не больше 300 рублей за антикварную вещь. Это, конечно, не цена для подобных творений. Однако, когда молодой человек услышал про 300 рублей — задрожал от радости. За 300 рублей он был готов отдать оба гобелена. Но тут уже совесть нашему искусствоведу не позволила, и пареньку выдали — 600! Разумеется, была потрачена n-ная сумма на их реставрацию.

Интересны и сами сюжеты гобеленов.

Один — довольно странный, на нем изображен циклоп Полифем, кидающий камнем в одиссеев корабль.

Как известно, Полифему Одиссей за людоедство выколол его единственный глаз. Ослепленный циклоп кидал по судну огромными камнями, ориентируясь на звук. И то чуть не попал! Одна из скал шлепнулась прямо перед кораблем и волной его почти прибило к берегу. Товарищи попросили Одиссея временно замолчать и не дразнить чудовище.

Так вот на гобелене мало того, что Полифем не ослеплен, у него не один глаз, а три! При чем «третий глаз», как у индийского божества — на лбу.

Вероятно, автор гобелена был слабо знаком с первоисточником, но разбирался в буддийской философии. Если принять авторскую версию, при такой оптической оснащенности Полифема — приключения Одиссея закончились бы на этой главе.

Другая же сцена передана точно: Одиссей тычет копьем в кабанов, львов и тигров, пристающих к нему до невозможности. Через какое-то время до царя Итаки дойдет, что это его заколдованные Цирцеей друзья. Только изменились они, как вы понимаете, до неузнаваемости...

Еще в музее поражают иконы XV—XVIII столетия. Некоторые из них близки стилистике Андрея Рублева. Созданы они по строгим церковным канонам. Возницкий отметил, что был целый ряд условий, которые должен был соблюдать иконописец: пост и прочее. Именно поэтому древние иконы неплохо сохранялись и по сей день. Позднее, в ХIХ—ХХ веках художники-иконописцы не придерживались таких железных правил — и это отразилось на долговечности икон. Они разрушались.

Иконы, представленные в Олесском замке, — в идеальном состоянии.

Необычным было изображение «Страшного суда». Оказывается, подобные картины вывешивали в сенях церквей для устрашения женщин, как греховных созданий. Дальше сеней дам в церковь не пускали. В изображении Страшного суда поэтому позволялось больше вольностей.

Основную информацию о Страшном суде автор черпал из Откровения Иоанна Богослова. Например, там говорится, что «небо свернется в свиток». Художник так и изобразил, напрямую: небеса сворачиваются в трубочку.

Многие идеи автор привязывал к тогдашней политической обстановке. В ад идут у него только некоторые, неугодные украинцам, народы. Он скрупулезно написал какие. Мы не укажем их во избежание международного скандала.

Что касается рая, то здесь художник отталкивался от пословицы «Как у Бога за пазухой». Счастливцы, которым удалось туда попасть, находятся прямо за пазухой Бога: их довольные лица выглядывают из под Его рубашки...

После блистательных речей выдающегося ученого и коллекционера, экипаж нашей газеты в торжественной обстановке вручил Борису Григорьвичу сборники исторических очерков из «Библиотеки «Дня». Чему, как нам показалось, академик, был искренне рад. Ведь, по сути, одно дело делаем — открываем глаза на самих себя.

О состоянии одного из редчайших в Европе дворцов, о митинге в Золочиве и тамошнем уникальном Китайском дворце — читайте в следующем пятничном номере.

Организаторы автопробега: фонд «Cхід — Захід разом», Всеукраинский автомобильный клуб журналистов, фонд «Журналисткая инициатива».

Спонсоры: AsMAP (ассоциация международных автомобильных перевозчиков), страховая компания «Універсальна», минеральная вода «Моршинська», «НАФТОГАЗ України»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать