Как воспитать джентльмена?
Мэри Бринкли о свободе и ответственности![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050602/498-7-1.jpg)
Интересуясь европейскими взглядами на воспитание детей, корреспонденты «Дня» посетили украшенный цветами в лучших британских традициях дом Чрезвычайного и Полномочного Посла Великобритании в Украине господина Роберта Бринкли. Он и его жена госпожа Мэри воспитывают трех сыновей: 16-летнего Марка, 20-летнего Френка и 22-летнего Эндрю. Младший сын семьи Бринкли учится в школе в Северной Англии, средний — в одном из британских университетов изучает классическую филологию, историю и философию, а старший уже работает в Лондоне. Но все они определенное время жили и в Украине, которая, по словам госпожи Бринкли, им очень понравилась. «Главное, чему учатся мои дети во время путешествий, это общение с разными людьми. Они знакомятся с различными культурами и на собственном опыте узнают, насколько мы все похожи и в то же время разные», — говорит госпожа Мэри. Согласившись поделиться с нами своим немалым опытом воспитания детей, она особенно акцентировала внимание на том, что ее мнение не может быть эталоном какой-то «британской модели семейной педагогики», ведь сколько людей — столько мнений, да и само Соединенное Королевство очень разнообразно. Так, госпожа Мэри Бринкли гордится своим шотландским происхождением.
— Должны ли родители учить детей выживать? Сложно ли воспитать человека, который сумеет за себя постоять, но в то же время будет настоящим джентльменом или леди?
— Каждый, у кого есть дети, знает, что они уже рождаются со знанием того, как выжить. Этот инстинкт очень силен. Можно говорить о том, что мы живем в сложном мире, жизнь в Украине сейчас может выглядеть непростой, но если мы посмотрим репортажи, например, из Судана, то поймем, что Европа намного безопаснее, чем некоторые другие места на Земле.
Я никоим образом не могу говорить от имени матерей Соединенного Королевства. Каждый из нас имеет свое мнение, тем более, в таком индивидуальном деле, как воспитание детей. Но одно из преимуществ моей семьи — это то, что я и мой муж находим согласие друг с другом. Жизнь детей всегда легче, если их родители договорились, что считать важным в воспитании. Кроме того, следует найти школу, которая будет поддерживать ваш курс воспитания. Дети всегда знают, когда между взрослыми есть какое-то несогласие, и пытаются использовать это в свою пользу.
— У нас распространено представление, что в западных странах молодежь настолько независима, что ей совсем нет дела до родителей, да и родителям иногда нет дела до своих детей. Насколько правильно такое мнение?
— Есть известное изречение, что деньги — источник всего зла. Я и мой муж считаем, что можно развратить детей, давая им много денег. Главный урок, который каждый должен выучить, это то, что за свои действия необходимо нести ответственность. Если вы, родители, балуете детей материальными благами и деньгами, какой урок они из этого вынесут?
— А когда ваши дети начали сами зарабатывать деньги?
— Это одна из наиболее трудных вещей для семьи, которая путешествует. Обычный заработок для подростков в Британии — каждое утро доставлять газеты. Это работа, которую выполняет только молодежь. Когда я росла, оба моих брата занимались этим. Если же вы живете в другой стране, у ваших детей практически нет возможности самим зарабатывать деньги, они очень зависимы от вас, хотя вам бы хотелось, чтобы они имели собственный заработок. Я очень счастлива, что у моего старшего сына, которому сейчас 22 года, есть настоящая работа — он работает в кадровом агентстве в Лондоне.
— Сложно было вашим детям менять страны, школы?
— Нет, они очень любили это. Срок командировки британских дипломатов составляет три-четыре года, поэтому переезды не были слишком частыми, хотя — это все относительно. Моим детям также очень посчастливилось в том, что они хорошие друзья и поддерживают друг друга. Все они определенное время жили с нами за границей, но на обучение мы отправили их в пансион в Британии.
— Британские школы сегодня очень популярны среди богачей постсоветского пространства. Заслуживают ли эти учебные заведения такого авторитета?
— Я думаю, заслуживают. По моему мнению, детям намного легче расти в окружении взрослых, которые разделяют их ценности и культуру. Мы отдали своих детей в британскую школу, потому что они — британцы и мы хотели, чтобы они знали нашу историю и традиции. Но я не знаю, как будут справляться дети, когда их отправят в чужую страну изучать чью-то культуру и традиции, и насколько удачным окажется такое образование после их возвращения на родину. Я не говорю, что это плохо, один из моих сыновей очень бы хотел учиться где-то за границей. Но можно ли это делать со всеми детьми?
Одно из преимуществ британских школ — это их давние, устоявшиеся традиции. Школы, в которые посылают детей из других стран, это привилегированные учебные заведения — их здания очень красивы, классы очень маленькие, там работают преданные своему делу учителя. Такие школы имеют вековой опыт работы с молодым поколением, которого не имеет ни один из нас, родителей. Мы, родители, были бы расстроены из-за плохого поведения, присущего большинству подростков, и возможно, наша реакция приводила бы к новым проблемам, а в этих школах такое видели не раз и знают, как перевернуть страницу…
— Жена известного писателя Андрея Куркова — британка госпожа Элизабет сказала в интервью нашей газете, что в Англии о ребенке особенно заботятся только до 12 лет. Но ведь большинство считает 18-летие традиционным началом самостоятельной жизни.
— Быть родителями — это постоянная борьба. Инстинктивно вы пытаетесь заботиться о вашем ребенке как о младенце всю его и вашу жизнь, потому что это ваше самое дорогое создание. При этом половина родителей знают, что ребенок должен стать независимым взрослым. Я все время пытаюсь найти баланс между этими двумя порывами: отпустить детей и в то же время заботиться о них. Традиции британского высшего среднего класса, где дети часто учатся в пансионах, выглядят так, словно мы бросили своего ребенка. Но если вы разберетесь в том, как работает эта система, поймете, что на самом деле никто никого не бросал. Родители могут не видеть детей на протяжении недели, но выходные и праздники они полностью посвящают им. В то же время и в ситуации, когда дети живут с родителями, родители могут уделять им совсем мало внимания. Во всем мире есть родители, которые очень тесно связаны со своими детьми, и другие, которые держат дистанцию. Люди очень разные и семьи очень разные. После свадьбы, даже если ваш супруг из одного с вами круга, вы видите, насколько его или ее семья отличается от вашей.
— Обучение принца Гарри в военной академии — это опыт многих средних британцев?
— Да. Много детей как в платных, так и бесплатных школах отправляются на кадетскую подготовку. Представители армии, военно-воздушных, военно-морских сил приходят в школы и приглашают 15—16 -летних учеников на такую тренировку. Армия может стать прекрасными приключенческими каникулами, за которые не нужно платить. Если вы успешно прошли кадетскую тренировку, имеете шанс пройти и офицерскую подготовку. Военные также спонсируют обучение в университете тех, в ком они заинтересованы. Если же вы потом решили покинуть армию, должны будете вернуть деньги за университет. Для людей, которые иначе не могут позволить себе получить хорошее образование, армия — хороший шанс. Мои сыновья приблизительно того же возраста, что и принцы Вильям и Гарри. Мы знаем других ребят такого возраста, которые начинают военную тренировку вместе с Гарри — это обычная практика для британской молодежи.
— Пока дети дорастут до армии, когда должно начинаться домашнее обучение дисциплине?
— Вы имеете в виду обучение ребенком родителей или родителями ребенка?
— Наверное, родительская школа начинается еще до рождения ребенка. Когда-то у нас была очень популярной система доктора Спока…
— Думаю, доктор Спок писал свою книгу для людей, которые исповедовали очень строгие правила воспитания детей. Поэтому он прибег к другим крайностям. Читая его книгу, я думала, что в чем-то он прав, а в чем-то — выплескивает ребенка вместе с водой… Я очень люблю этот процесс взаимного воспитания, особенно когда заботишься о 3—4-летних детях.
— Какие книжки вы читали своим детям?
— Всю традиционную английскую детскую литературу: писательницу Беатрису Поттер, «Винни-Пуха», французскую книжку о слоне Бабаре. Мы до сих пор храним эти книжки, некоторые из них мои дети до сих пор перечитывают, хотя они уже переросли такую литературу. Детская литература — важная часть вашей культуры. Мне очень интересно читать то, что читают детям в Украине — это помогает лучше почувствовать язык. Кажется, в детской литературе уже все написано, но авторы до сих пор создают прекрасные книжки: фантазия ли это или что-то очень близкое к реальности. В Британии есть очень хороший иллюстратор Энтони Браун, его рисунки действительно довольно эксцентричны. Моим детям они очень нравились.
— В Украине дети проводят много времени за просмотром мультфильмов…
— Когда росли мои дети, у нас не было видеомагнитофона и спутникового телевидения. Днем они могли смотреть программы для детей — и на этом все. Конечно, если вы занятые родители, очень легко отправить ребенка смотреть видео. Но телевидение — неудовлетворительный источник информации для детей. Мои ребята иногда даже дрались друг с другом после просмотра мультика, если я вовремя не останавливала этот «киносеанс». Если дети просидят перед телевизором много времени, то в конце концов будут ощущать большую фрустрацию, потому что они, в конечном счете, ничего не делали, а просто сидели и потребляли все это. Если же вы читаете ребенку книжку, его ум должен работать. Поэтому нужно наблюдать за тем, что смотрят ваши дети. Мы часто вместе смотрели мультфильмы, одни мне очень нравились, а другие я считала ужасными и спорила с детьми, которые их хвалили.
— Приходится ли британцам защищать своих детей от телевидения, например, прятать телевизионный пульт?
— Конечно, я хотела знать все, что происходит в головах моих детей, и потому тщательно следила за тем, что они смотрели. Довольно странно было бы воспитывать ребенка, не наблюдая за тем, какую информацию он потребляет. Можно надеяться, что со временем, узнав, что хорошо, а что плохо, дети смогут сами выбирать программы для своего просмотра. В Британии до девяти часов вечера мы защищены от насилия на телеэкранах. Но проблема в том, что то, что дети могут увидеть по телевидению днем, ничем не хуже происходящего в настоящей жизни.
— Насколько большими вам кажутся масштабы международной «эпидемии» компьютерных игр?
— Мы все время пытаемся балансировать, давая детям то, чего они хотят, возможно, больше, чем им необходимо, позволяя им иметь определенную свободу, но в то же время уча их жизни и объясняя, что есть другие вещи, кроме компьютерных игр. Родители должны выбирать, насколько они готовые «пасти» ребенка. Если у него был длинный день в школе, справедливо ли лишать его релаксации? Если он видит, как папа играет в компьютерные игры, то обязательно спросит: почему ему этого нельзя? Вы не можете налагать запреты и не предлагать детям альтернативы.
Кстати, в британских школах- пансионах дети практически не имеют времени на эти игры. Они заняты спортом, музыкой… Возможно, будут два свободных часа в воскресенье вечером. Но скоро настанет время ужинать, собираться в столовую вместе со всеми — никто не будет бежать к тебе с бутербродом, как это иногда делают мамы, когда ребенок очень «занят» за компьютером.
— Какое место в британском воспитании занимает посещение музеев, экскурсии?
— Очень сложно убедить детей любить что-то, чего вы не любите. Дети всегда знают, когда вы кривите душой. Если в семье кто-то любит футбол или рыбалку, много шансов, что и ребенок это полюбит. Если вы ненавидите ходить по музеям, вряд ли ваши дети будут от них в восторге. Я люблю музеи, но мои дети относятся к ним по-разному. Один может провести в музее больше часа и ему все еще будет интересно. Другой — только 25 минут. И если заставить его задержаться дольше, он возненавидит это и на протяжении многих лет не зайдет ни в один музей. Мой муж и я музыкальны. Мы поощряли наших детей к занятиям музыкой, но никогда не заставляли их. В результате все они начали учиться и потом бросили это дело. Нельзя заставлять детей, но следует дать им шанс. Если не проявят интереса — ничего не поделаешь. Конечно, не всегда легко предоставлять детям возможность пробовать то, чего они хотят, к тому же, выполнять все их прихоти — это не тренировка для дальнейшей жизни.
Выпуск газеты №:
№98, (2005)Section
Акция «Дня»