Мечты о бесконфликтном мире
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050526/493-6-2.jpg)
Международный месяц фотографии в Киеве, проходивший под патронатом известных отечественных и зарубежных организаций (Главного управления культуры и искусств Киевской госадминистрации, Фондом содействия развитию искусства, Творческой организации «Терра», галереями «Ра-фото», «Ирена», Французским, Немецким, Чешским и Польским центрами в Киеве и др.) поражает своей масштабностью, значительно выросшей по сравнению с первым биеннале. Более чем на 22 выставочных площадях в различных местах столицы проходила и сейчас проходит демонстрация персональных и групповых проектов известных и не очень мастеров фотографии, как традиционной, так и по новейшим технологиям.
Девиз второго фотобиеннале «Мир и война», к сожалению, остается актуальным в нашем насыщенном конфликтами мире. Диапазон напряжений, воспроизведенный на фотопленке, значительный не только в хронометрических пределах, но и в культурологических интерпретациях.
Первым, зафиксированным на пленке отображением войны, начиналась ретроспекция темы. Предоставленные Французским культурным центром старинные фоторепортажи Крымской войны 1854—1856 годов, оказались той точкой отсчета, относительно которой можно было находить сходство и различия не только в техническом, но и в мировоззренческом планах дальнейшего развития фотоискусства. Классическая умиротворенность пожелтевших фотокомпозиций, их «натюрмортный» покой перекликаются с официально- парадным «пиаром» войны в некоторых подачах первой и второй мировых войн.
Тем более интересным становится анализ фотодокументов в поисках правды о реальных событиях. Здесь и ненапечатанные снимки нашего известного военного фотокора Я. Давидзона (экспонируются в Доме художника), и мультимедийный проект с использованием фотодокументов, собранных едва ли не во всем мире, Евгения, Марины, Алексея Матвеевых, Юрия Новикова и Патриции Токав-Седх (галерея «Лавра») и взгляд на события прошлого в работах современных художников (галерея «Киево-Могилянская академия»).
Конфликтность в широком понимании, революционные, неконформистские настроения, как далекое (или близкое) эхо войны, стали объектами внимания в различных проектах. В их числе такие зарубежные экспозиции: французская Бенуа Жиземберг (галерея «Совиарт»), чешская Ярослава Кучера (галерея «Майстерня»), чешская Даны Киндровой, грузинская Вахо Беселия, Бесо Гулашвили (галерея «Дім Миколи»), немецкая Франка Тиля (Национальный художественный музей Украины), польская «Солидарность-25 лет» (галерея «Ра-фото»).
В произведениях украинских фотохудожников напряжение современности нередко переплетается с изображениями недавних событий революции. Другие находили прообраз войны даже в «мирных» темах, это и отношения между мужчиной и женщиной и конфликт между человеком и предметами.
Выпуск газеты №:
№93, (2005)Section
Общество