Испытание «неаварийного» партнерства

Визит Президента Украины Виктора Ющенко в Польшу стал, очевидно, последней точкой в презентационной фазе украинской внешней политики в исполнении нового руководства государства. В Польше произошло то, что и ожидалось. С точки зрения пафоса межгосударственных отношений торжественно открыт Год Украины в Польше, после того, как завершился Год Польши в Украине. С точки зрения политического и геополитического/геоэкономического наполнения этих отношений прозвучали давно ожидаемые заявления о содействии Польши на пути европейской интеграции Украины и о проведении многосторонних переговоров по реализации проекта транспортировки нефти по маршруту Одесса — Броды — Плоцк — Гданск. Гуманитарное измерение, которому был полностью отведен вчерашний день, включало в себя открытие часовни-пантеона на могиле автора Гимна «Ще не вмерла Україна» Вербицкого и беседы с украинской общиной. Такого внимания гуманитарному аспекту с украинской стороны еще, насколько можно вспомнить, на высшем уровне не уделялось. До сих пор инициатива чаще исходила от польской стороны. Результаты визита могут быть очень неоднозначными, учитывая то, что двум сторонам в любом случае придется урегулировать такие проблемы, как, в частности, открытие польского мемориала Орлят на Лычаковском кладбище во Львове. А также то, что для ликвидации многочасовых очередей на границе проявленной президентами воли может оказаться несколько недостаточно.
Главный мессидж этого визита: не новое начало, как это было с общением украинского Президента с руководством Европейского Союза, Германии, Соединенных Штатов, а нацеленность на продолжение и развитие. Главная проблема в том, что сложный политический период проходит не только Украина. Осенью Польша переживет практически одновременно выборы в Сейм (нижнюю палату парламента), президентские выборы и референдум по одобрению Европейской Конституции. Главная сложность ситуации для поляков в двух моментах. Президент Александр Квасьневский, который очень хорошо осознает, чем является Украина для Польши, дорабатывает свой второй срок. Пока что на польских политических горизонтах сложно заметить политика, который был бы настолько же популярным в польском обществе и принятым за пределами страны, каким был Квасьневский в свои лучшие времена.
Партийная система страны переживает не самый лучший период. Несколько громких скандалов последних лет существенно подорвали позиции правящей сейчас Левицы. Партия разделилась на Левицу и Социал-демократию, эти две силы сегодня выступают союзниками, однако не исключено, что это ненадолго. Правоцентристские силы постепенно выходят из глубокого кризиса конца 90-х, однако рано утверждать, что у них имеется достаточный потенциал для победы на выборах и проведения последовательной политики. «Право и справедливость» и «Гражданская платформа» проигрывают в рейтингах, которые публикуются в последние месяцы, совокупным рейтингам откровенно популистски х партий — прежде всего «Самообороны», «Лиги польских семей», Крестьянской партии. Политикум готовится к схватке, в которой, наверное, будет не до Украины. Это при том, что и представители левого центра, и правоцентристы, и послы в Сейм от «Самообороны» практически единогласно утверждали, что украинское направление политики, партнерство между Польшей и Украиной является одним из главных приоритетов для всех этих сил. С этой точки зрения встреча Ющенко с руководством партий была даже необходимой. И эти контакты обеим сторонам просто необходимо наращивать — особенно с учетом того, что во время избирательных кампаний наверняка дойдет до истерии, и конструктивное разрешение проблемы вокруг польского мемориала Орлят во Львове, которое обещал Ющенко, будет максимально усложнено. С другой стороны, этот вопрос стоит того, чтобы его просто решить, причем так, чтобы это устраивало оба народа — и при том, что недовольных всегда будет много.
Роль Польши, польской прессы, польского президента в разрешении политического кризиса в Украине конца прошлого года достойна особого отличия. Квасьневский, в частности, был едва ли не единственным из иностранных лидеров во время заседаний «круглого стола» в Мариинском дворце, кто действительно разбирался в украинской ситуации, и кто мог говорить с Кучмой. Один из его неофициальных советников, как утверждают, имеет шансы стать новым польским послом в Украине. И если об Украине после оранжевой революции говорили, что она завоевала право претендовать на вхождение в единую Европу, то о Польше можно было бы сказать, что она защитила свое право быть разработчиком и проводником восточной политики ЕС. Другой вопрос — насколько это может быть реализовано, учитывая и внутренние польские проблемы, и откровенное нежелание руководства большинства стран-членов ЕС искать новые подходы, более адекватные действительности.
Еще одной заявкой Польши на активность на европейском Востоке будет участие президента Квасьневского в саммите ГУУАМ в Кишиневе, где речь пойдет об урегулировании в Приднестровье. Успешность или неуспешность этой заявки будет зависеть в большой степени от позиции Украины, вернее, от способности защитить свои подходы. В Киеве утверждают, что они, такие подходы, уже выработаны.
Граница, о необходимости наведения порядка на которой много говорил Ющенко в Польше, давно стала свидетельством того, что декларации о стратегическом партнерстве и реальной жизни — очень разные вещи. И в Польше, и в Украине очень трудно найти того, кто был бы удовлетворен погранично- таможенным обслуживанием. Вопрос, способна ли Украина навести порядок со своей стороны, может адресоваться только новому украинскому руководству. А вопрос, готова ли это же делать Польша, может быть адресован только польской стороне. До сих пор готовности не наблюдалось, случаи взяточничества, грубости, невежливости были и остаются частым явлением по обе стороны границы. Если действительно речь идет о новой ситуации, то она требует радикальных, быстрых и возможно, для кого-то болезненных изменений.
Никто не может сегодня объяснить, почему до сих пор не состоялись те самые многосторонние переговоры о реализации проекта транспортировки каспийской нефти Одесса — Броды — Плоцк — Гданск, с участием нефтедобытчиков, переработчиков и продавцов нефтепродуктов. Однако привлекательность этого пути со временем может стать даже не нулевой, а отрицательной — «трубу» необходимо обслуживать, это стоит денег. И ее демонтаж тоже стоит денег. И «реверс» тоже стоит денег — сложно сказать, сколько Украина потеряла от нескольких решений, принятых без экспертного обсуждения.
Очень странно, что до сих пор не существует проектов запусков скоростных поездов из Киева и Львова до Варшавы, ничего не слышно о строительстве по украинской территории современной автомагистрали, которая бы не только сделала комфортным транспортное сообщение, но и привела бы с собой тех инвесторов, которые перед этим пришли в Польшу. Это также было бы одним из измерений партнерства.
Стороны действительно возвращаются к нормальному разговору — об этом могут свидетельствовать сообщения о проведении украинско-польского экономического форума в Гданске, о восстановлении комитета при президентах. Возможно, со временем хорошие отношения между президентами действительно будут означать хорошие отношения между народами (а признаки улучшения отношения поляков к украинцам зафиксированы социологами). Однако над этим еще нужно очень и очень много работать.
Выпуск газеты №:
№65, (2005)Section
День Планеты