В премьерское кресло — с письмом наперевес
Кто и почему в очередной раз подставляет Президента?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20050407/462-7-1.jpg)
Последние кадровые назначения в Крыму, — как сами решения так и обстановка, в которой они принимаются, — напоминают кадровую лихорадку. Который месяц на центральных площадях Симферополя и других городов Крыма бурлят митинги, формируются палаточные городки, участники которых требуют не просто отставки всех руководителей автономии, но срочного назначения на их место… самих себя. Так, один из лидеров «Народного фронта Крыма» бизнесмен Виктор Невирко на специальной пресс-конференции в Симферополе заявлял, что именно он «будет неплохим премьер-министром Крыма, а если подучится, то может быть и Президентом Украины». После нескольких недель тайм-аута, взятого Киевом для раздумий, анализа и оценок, принятые им решения свидетельствуют о том, что шел мучительный поиск оптимальных вариантов: чтобы и опытных специалистов сохранить, и удовлетворить претензии всех политических сил на обновление кадрового потенциала республики. В результате максимально учтены пожелания избирательного штаба «Нашей Украины»: его руководитель Валерий Пробей-Голова назначен главой республиканской налоговой администрации, его коллега Николай Голубев — заместителем председателя Совета министров. В парламенте автономии сформировалась фракция «Народный Союз «Наша Украина», которая инициирует дальнейший подбор кадров, в том числе кандидатов на ключевой в автономии пост постоянного представителя Президента Украины.
Но и Крым, к сожалению, не смог уйти от курьезных случаев. Например, на днях на встречу с главой крымского парламента Борисом Дейчем пришел народный депутат Украины Владимир Шкляр, который лично принес письмо, подписанное Президентом Украины, и попросил спикера срочно созвать внеочередную сессию, на которой рассмотреть вопрос о его назначении главой правительства. Мудрый Борис Давидович не стал спешить, а отдал письмо, полученное не официальной почтой, а в частном порядке принесенное самим депутатом, на анализ в государственно-правовое управление Верховной Рады. Прочитав его, юристы удивились, и надо сказать, было от чего. Текст письма, активно распространяемый самим Владимиром Шкляром, вскоре стал широко известным и комментируемым в Крыму. Так, народный депутат Ефим Фикс на специальной пресс-конференции в Симферополе сказал по этому поводу буквально следующее (приносим читателям извинения за дословное цитирование прямолинейных оценок депутата): «Либо соратники Ющенко подделывают документы, распространяемые от имени Президента, либо сам глава государства наплевательски относится к Основному Закону Украины и Конституции Крыма». Средства массовой информации также оценили достоинства письма, в частности, одно из агентств сделало вывод, что «Ющенко пишет сомнительные письма крымскому спикеру» и что «народный депутат Украины Владимир Шкляр пытается с помощью закулисных маневров занять место крымского премьер- министра». На письме нет ни исходящего номера, ни печати. Журналисты откровенно недоумевали, как мог народный депутат требовать созыва внеочередной сессии, как мог нескромно предлагать назначить самого себя, зная, что законодательство предусматривает совсем иной путь решения вопроса? С другой стороны, журналисты агентства Новый регион отмечали не только нестандартность письма, но и несвойственную для такой деловой кадровой переписки тональность. «Две трети короткого текста документа занимают расшаркивания перед депкорпусом и выражение «искренней благодарности за работу» в «сложных социально-политических условиях», — пишет агенство. «Знаю, что вы — уважаемые и авторитетные люди, и вам не следует давать рекомендации, что и как делать, — говорится в письме. — Но как Президент Украины я отвечаю за конечный результат нашей общей работы и потому во время избрания председателя Совета министров Автономной Республики Крым предлагаю рассмотреть кандидатуру народного депутата Украины Шкляра Владимира Борисовича, который по своим профессиональным и моральным качествам способен достойно исполнять обязанности главы крымского правительства». На этом письмо и заканчивается. Шкляр, по сведениям источников, показывает копию этого же документа и другим членам парламента, предлагая им подписать заявление о созыве внеочередной сессии Верховной Рады. Разумеется, главным вопросом этой сессии, как считает нардеп, должно быть назначение его в качестве нового руководителя Совмина... В то же время «эксперты уже выразили сомнение в подлинности «письма Ющенко». По их мнению, как минимум весьма странно, что Президент не послал письмо напрямую парламентариям, а зачем- то отдал его Шкляру...
Оригинал письма, правда, пришел в Симферополь через несколько дней, что сняло первоначальные сомнения в его подлинности. Но тем не менее, «хлопоты Ющенко за конкретного нардепа, причем в то время, как вопрос об отставке нынешнего правительства автономии еще даже не включен в повестку дня парламента, являются из ряда вон выходящим нарушением процедуры, принятой при решении кадровых вопросов. К тому же, такое письмо, окажись оно настоящим, может быть расценено в Крыму как откровенный «наезд» на конституционные полномочия автономии. Ведь крымского премьера имеет право назначить только крымская Верховная Рада. Наконец, эксперты отмечают, что, если бы уж Ющенко и вправду собирался довести до спикера свою волю, он мог бы позвонить ему, чтобы не оставлять своих автографов на сомнительных документах. В связи с вышеизложенным местные наблюдатели уже ждут скандала, который может возникнуть после возвращения Ющенко из заграничной поездки. Именно тогда и должно выясниться, является ли письмо настоящим», — пишет агентство.
Поясним, что согласно 136-й статье Конституции Украины, президент страны не «предлагает» кандидатуры на должность крымского главы правительства, но глава Совмина республики как назначается, так и освобождается Верховной Радой автономии по согласованию с президентом. Как объяснили юристы, если строго следовать процедуре, предусмотренной Конституцией, то первым шагом при работающем премьере должно было бы быть письмо депутатов Президенту, в котором они бы объяснили необходимость смены его руководителя и просили бы главу государства дать согласие сначала на увольнение работающего должностного лица, а потом в таком же порядке — на назначение нового человека на эту должность. И в прежней практике уже так установилось, что глава государства всегда делал это письменно и формулировал это словами «в ответ на вашу просьбу даю согласие» на увольнение либо назначение. С другой стороны, высказывают свои сомнения крымские депутаты, если бы сам Президент инициировал смену главы крымского правительства, на что он, очевидно, имеет полное право, то в обращении к крымским депутатам, которым он высказал столь глубокое уважение, наверняка бы постарался мотивировать свое решение, причины и необходимость такого шага, во-вторых, высказал бы либо благодарность, либо порицание нынешнему премьер-министру Сергею Куницыну и что-нибудь сказал бы о его дальнейшей судьбе. Но всего этого нет, и депутаты сомневаются не только в том, что Президент проявил именно такую инициативу, но и что именно он является автором самого письма.
«Во-первых, вызывает большое сомнение, что Президент Украины мог подписать обращение подобного содержания, — заявил в Симферополе народный депутат Ефим Фикс. — Во- вторых, даже если Президент и подписал обращение, то я могу расценивать действия лиц, готовивших его, как признак их правовой некомпетентности, что, в свою очередь, ставит подписанный Президентом документ за пределы конституционного поля Украины». Ефим Фикс резюмирует: «Постановка вопроса о смене председателя Совета министров Крыма является неправомерной, поскольку этот вопрос еще даже не рассматривается парламентом. Кроме того, данное обращение, если оно является подлинным, в чем я сомневаюсь, можно расценить как обыкновенное игнорирование конституционных полномочий Автономной Республики Крым и подрыв авторитета Президента». Ефим Фикс также заявил, что как народный депутат будет добиваться тщательного расследования обстоятельств появления «письма Ющенко» и намерен огласить это заявление в зале Верховной Рады Украины…
С другой стороны, удивляются в Крыму, что заставило народного депутата Владимира Шкляра забыть народную поговорку «насильно мил не будешь», тем более, что даже среди депутатов Верховной Рады Крыма есть большие сомнения в том, что его кандидатура сможет получить необходимую поддержку. Как говорит заместитель председателя Верховной Рады Ильми Умеров, большинство депутатов считают, что в смене главы правительства сейчас нет необходимости. По информации депутатов, Президенту Украины было сообщено, что кандидатуру Шкляра «поддерживают больше 60 депутатов» (по другим данным — ему показали список из 60 фальшивых подписей!), однако на самом деле за него могут проголосовать от силы 12—15 депутатов фракции «Народный Союз «Наша Украина» и, возможно, примерно 10—11 депутатов, поддерживающих фракцию «Союз». В справедливости этих подсчетов убеждает тот факт, что инициаторам смены главы правительства даже с таким письмом на руках не удалось собрать хотя бы минимума подписей для созыва внеочередной сессии, а это значит, что поддержать эту идею могут не больше 20—25 депутатов из 100.
С другой стороны, как свидетельствуют комментарии депутатов, сама кандидатура народного депутата Владимира Шкляра вызывает у них сомнения. Во- первых, все помнят его статью в газете «Крымские известия», где он выразил сомнения в целесообразности существования самой крымской автономии, хотя именно ее наличие здесь считают достижением и определенной ценностью. Например, депутат Верховной Рады и лидер Русской общины Крыма Сергей Цеков считает, что «эта попытка не удастся». Сергей Цеков также пояснил, что он не видит большинства в Верховной Раде Крыма на сегодняшний день, «которое было бы готово проголосовать за отставку председателя Совета министров Крыма». «У нас есть множественные сообщения о том, что на место Сергея Куницына предложен депутат Владимир Шкляр, — говорил Сергей Павлович журналистам. — Я думаю, он не готов еще занять столь высокую должность… Мне кажется, Владимир Шкляр совершенно не знает, как создавалась автономия, мало знает о полномочиях автономии». Кроме того, Сергей Цеков подчеркнул, что «коль Владимир Шкляр является представителем Виктора Ющенко, он должен знать, что команда Виктора Андреевича не один раз заявляла о европейском выборе, о том, что они в своей работе будут руководствоваться международными европейскими стандартами. С этой точки зрения фактическая ликвидация автономии невозможна».
А вот что думают по этому поводу сами коллеги Владимира Шкляра из его фракции. Народный депутат Рефат Чубаров сказал: «Ситуация в Крыму непростая, это связано с тем, что со стороны Секретариата Президента не было системных консультаций со всеми субъектами политической жизни Крыма. Создается впечатление, что в окружении Виктора Ющенко есть несколько влиятельных бизнес- групп, каждая из которых разыгрывает свою игру, в том числе и кадровую. Эти люди ведут автономную политику подбора кадров, которая вызывает разочарование в действиях власти у крымского политикума. Это делает возможными и подобные необоснованные решения власти в будущем. Был бы неплохой выход из ситуации, если бы Президент провел расширенное совещание со всеми крымскими субъектами политической жизни, с основными политическими игроками. В частности, с представителями этнических обществ, меджлиса, пророссийских организаций, Народно-демократической партии, которую в Крыму представляет Сергей Куницин, и Партией регионов. Нужно считаться и с отдельными людьми, пользующимися в Крыму немалым авторитетом. Никто не мешал новой власти проводить такие консультации и советоваться с крымчанами. Но это сделать власть не удосужилась. Письмо Президента есть у Владимира Шкляра. С ним он бегает по Крыму, как комиссар в 1918 году, показывая всем подряд. Это выглядит просто смешно. Не хочется оспаривать его подлинность, но если говорить на языке бюрократов, то такое письмо следовало бы направить председателю Верховной Рады Крыма официально, тогда бы его можно было зачитать с трибуны. В другом формате оно должно было быть обнародовано, например, во время пресс-конференции в Киеве.
Нельзя переносить процедурные моменты из Киева в автономию. В конституции Крыма есть четкая норма, описывающая процедуру увольнения с должности или назначения на должность председателя Совета министров. Но там не сказано, как эта процедура должна начинаться. Президент, конечно, дал бы согласие на снятие с должности Сергея Куницина, но ведь любая кандидатура на назначение должна быть принята и Верховной Радой Крыма. И если команда Президента будет спешить, не имея оснований и поддержки среди депутатов, то любая новая кандидатура может просто не пройти… Сейчас, если письмо не фальшивое, Президент определил нужного человека. Это — его право, но что же дальше? Как Киев найдет голоса в Крыму под свою кандидатуру? Кандидатура должна быть такой, чтобы вокруг нее объединились добровольно. Чтобы это обеспечить, нужны были предварительные консультации. Проблема — не в Куницыне, а в том, способен ли его потенциальный преемник работать лучше. Если будет четкий ответ на этот вопрос, тогда власть можно менять…»
Его коллега, народный депутат, глава меджлиса крымских татар Мустафа Джемилев: «Любые кадровые изменения в крымской власти должны быть согласованы со всеми политическими силами, которые поддержали блок Виктора Ющенко, в частности, с крымскими татарами. К сожалению, этого не получается, Киев начинает «работать локтями». В Крыму более 70% избирателей, поддержавших Виктора Ющенко, являются крымскими татарами. Команда Президента их просто игнорирует, несмотря на договоренности. Недавно крымское правительство сделало отчет о своей работе, и вопрос о его отставке даже не поднимался. Но поскольку Президент обратился к Верховной Раде Крыма с письмом, в котором рекомендовал рассмотреть кандидатуру нардепа Владимира Шкляра во время избрания нового председателя Совмина АРК, то у пуганых депутатов может сработать защитная реакция: они не захотят портить отношения с Главой государства и поддержат его распоряжение... Самое интересное то, что кандидатура Владимира Шкляра не была согласована с политическими силами, поддерживающими Виктора Ющенко. Я лично говорил с этим депутатом. Оказывается, что «знаменитое» письмо, которое находится у него на руках, официально в Верховную Раду не поступало и не было зарегистрировано. В связи с этим у депутатов даже появились сомнения в его подлинности и в том, что на письме действительно подпись, а не факсимиле Президента.
Сейчас особой необходимости менять председателя Совмина нет. Конечно, необходимы перестановки внутри самого правительства, где работают некоторые чиновники, нарушающие украинское законодательство. Это — задача Сергея Куницына, но ему необходима поддержка со стороны Киева. Но поскольку столичная власть задумывается о смене его самого, то трудно сказать, чем обернется эта ситуация. Само по себе письмо еще не является поводом для созыва сессии Верховной Рады…»
Депутатская работа вопреки закону не стала для него причиной отказа от активного ведения бизнеса. В Крыму Владимира Шкляра считают состоятельным человеком. Кроме семи разных ООО, которые имеют отношение к его семье, приватизирован Красногвардейский элеватор, являющийся самым мощным в Крыму. Как бы там ни было, но между стремлением прийти на государственную службу и наличием столь активного бизнеса возникает конфликт интересов, который, если по-честному, должен быть разрешен народным депутатом до начала столь активных попыток возглавить правительство автономии. Но в расчеты соискателя, как считают многие в Крыму, входит не прекращение бизнеса, а использование возможностей правительства для его дальнейшего развития. Именно поэтому получить поддержку крымских депутатов в таких условиях практически нереально…
Выпуск газеты №:
№62, (2005)Section
Политика