Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валерий ПУСТОВОЙТЕНКО: Фракцию НДП вообще «раздерибанили»...

23 марта, 20:06

К девятилетию Народно-демократической партии ее лидер подошел, будучи настроенным философски. О перешедших к Владимиру Литвину членах бывшей эндепистской Демплатформы Пустовойтенко не жалеет, обещая заменить их «свежей кровью»; говорит, что каждый «кучмист», вне зависимости от его прошлого, имеет право на политическое будущее; признается, что всегда искренне желал победы Януковича, хоть и не до конца в нее верил. Известный афоризм «все мы родом из детства» в трактовке Валерия Павловича звучит так: все мы родом из 2002 года. По его мнению, противоречия в стане нынешнего большинства и особенно оппозиции были заложены еще тогда. В тот же период распалась и единая провластная команда, что, по его мнению, позже стало одной из главных причин поражения.

— Сегодня дискутируется вопрос, целесообразно ли обнародовать в полном объеме «пленки Мельниченко»? Ваше мнение? Если это случится, как это может отразиться на украинском политикуме?

— Рассмотрение пленок Мельниченко должно осуществляться с целью ускорения расследования убийства журналиста Гонгадзе, чтобы в конечном счете в этом деле была поставлена точка. Я считаю, пока не завершится следствие, все материалы должны находиться там, где оно проводится, — в Генеральной прокуратуре Украины, а не распространяться среди тех или иных политиков. В свое время НДП содействовала неофициальному журналистскому расследованию по делу Гонгадзе, собранные материалы были переданы в прокуратуру для изучения и последующих заключений.

Идентичность пленок должны определять специалисты. Прокуратура должна допросить самого майора Мельниченко, зафиксировать факт, каким образом осуществлялась запись, чтобы в будущем подобные ситуации с незаконным прослушиванием украинских президентов или политических деятелей больше не повторялись.

Пленки, которые будут распространяться «по рукам», не имеют юридической силы. Подобная акция может носить только политический характер и будет направлена на унижение тех или иных политиков.

Повлияет ли такое обнародование на имидж кого-либо из украинских политических деятелей? Думаю, нет. Ведь самое сильное впечатление произвели именно первые озвученные пленки, все другие были намного слабее и уже особенно не воспринимались в обществе.

— Как активная поддержка Виктора Януковича во время кампании-2004 может сказаться на политическом будущем НДП?

— На первом этапе мы действительно его поддерживали, однако, напомню, после второго тура было принято решение о голосовании членов партии сообразно с их собственными предпочтениями. Настроения партийцев в том или ином регионе страны в целом соотносились с массовыми симпатиями в данной области. Результаты волеизъявления это подтвердили. Но большая часть членов НДП искренне верила в победу Виктора Федоровича и работала на нее до конца.

Выборы закончились — надо думать, как жить дальше. Вот тут начинаются проблемы. В скором времени многие наши партийцы потеряют работу, уволятся «по собственному желанию». Пострадают, прежде всего, рядовые члены, о руководстве уже и не говорю… Есть, правда, в этом и определенный позитив: больше будет времени и возможностей для подготовки к выборам 2006-го... Вот недавно предложили подать заявление замминистра энергетики Владимиру Лушкину. Он прекрасный специалист, в свое время работал начальником облэнерго Житомирской области, потом там же губернаторствовал, затем перешел в Минтопэнерго, кроме прочего — депутат Житомирского областного совета. Началась также атака на Сергея Куницына, многих других.

Конечно, власть есть власть, ей, как говорится, виднее. Но я, с высоты своего опыта, замечу, что кадровый потенциал в стране не так уж велик. Настоящие профессионалы есть сегодня в каждой политической силе, и глупо было бы пренебрегать их возможностями.

Во время встречи фракции НДП с тогда еще кандидатом на пост премьера Юлией Тимошенко, да и во время наших личных бесед, предпринимались попытки обсудить эту тему, найти компромисс, но все они остались безуспешными. Мы не претендовали на портфели, но…

— Вы сетовали, что предложения, сделанные вам госпожой Тимошенко, оказались «несерьезными»...

— Мы не напрашивались, но четко задекларировали готовность к сотрудничеству. А что касается «предложений», так меня звали возглавить «Укравтодор», — отказался. Конечно, это работа нужная и интересная, но на сегодня я — народный депутат, лидер фракции, глава профильного комитета и на таком посту могу сделать немало. За три года нашей каденции принят ряд законов, оптимизировавших положение дел в отрасли, в том числе дорожное строительство, работу транспорта, жилищно-коммунальное хозяйство. С нашей подачи утвердили общенациональную программу развития малых городов Украины и т.п.

Но дело не во мне одном. Что же это: лидеру партии предлагают кресло, а рядовым членам — в добровольно-принудительном порядке писать заявления об уходе? Сразу понятно, какое у новой власти отношение к партии. Оно, правда, и раньше было не очень хорошее...

— Во время формирования предвыборной коалиции в поддержку Януковича, которую вы возглавляли, анонсировалось, что это объединение продолжит свою деятельность и после выборов, вне зависимости от их результата...

— На «ВоРоБье», как называли его журналисты, крест был поставлен еще задолго до окончания самой кампании. У нас так и не сложилась единая, по-настоящему сильная команда. Более того, такой команды нет уже года три, последний раз «провластные» силы действовали слаженно только в период гонки 2002-го. Блок «Единая Украина» складывался сложно, комплектовать список при непосредственном участии власти оказалось очень непросто. Уже потом, когда получили мандаты, пошло давление, — нас начали дробить на группы. Фракцию НДП вообще «раздерибанили», по-другому не скажешь.

Все тенденции, заложенные еще в начале каденции, развиваются и теперь: «Трудовая Украина» распалась, аграрии «переформатировались» так, что их не узнать, «Регионы» стоят на распутье, до сих пор не могут определиться с вектором симпатий, у эсдеков из четырех десятков человек осталась половина, ну и так далее… Это еще раз доказывает, что, несмотря на принуждение, парламент не удалось полностью укомплектовать только на политической основе. Многие остались верны собственным бизнесовым, личностным и прочим интересам. Сегодня «задают тон» даже не денежные, а именно личностные интересы.

— Чувствуете себя проигравшим?

— Не выигравшим — точно. Конечно, большинство тех, кто поддерживал Януковича, проиграли. У нас был политический договор, который предусматривал сохранение членов НДП на своих постах во всей властной вертикали. Массовых отставок, происходящих сейчас, никто не предвидел. Впрочем, кто знает, может, это и к лучшему.

— Лично вы искренне верили в победу Януковича?

— Я всегда желал его победы и сегодня, в отличие от некоторых, этого не скрываю. Сначала — да, верил, но только где-то до сентября, а потом уже просто работал. Самое главное — не предавать людей, раз начал — доведи дело до конца. Тем более, что большая часть вины за проигрыш лежит не на Януковиче, а на действовавшей в то время власти. Я намерен встретиться с ним в самое ближайшее время, обсудить положение дел.

— Какие у вас взаимоотношения с Владимиром Литвином?

— Нормальные, человеческие. С этим человеком можно и нужно работать.

— Значительная часть ваших бывших однопартийцев перешла в его партию…

— Да, вся Демплатформа. Не хочу давать им характеристику, хоть иногда и следовало бы. Ушли — что ж, счастливого пути, они дорогу сами выбрали. Не думаю, что НДП много потеряла. Напротив, мы активно готовимся к избирательной гонке 2006- го, проводим отчетно-выборную кампанию, решили компенсировать все приходом молодежи, предоставим им места в политсовете, в региональных партийных организациях на уровне заместителей руководителей. Они будут участвовать в кампании, начиная от сельсоветов и вплоть до Верховной Рады. Сегодня у нас новый лозунг: опыт плюс молодость.

Что касается бывших соратников, то не было там на самом деле никакой Демплатформы, — просто группа людей, которые надумали выйти из партии, но никак не могли найти для этого уважительный предлог.

Еще прошлой весной мы агитировали Александра Зинченко вступить в НДП, я с ним лично имел несколько встреч и разговоров. Фракция не голосовала за его отставку, благодаря чему он и остался в вице-спикерском кресле. Но он тогда отказался, поскольку пытался сформировать собственную группу, а на ее основе, возможно, и партию. Но что-то у него не заладилось, и Александр Алексеевич сделал шаг, о котором известно всем. Наша Демплатформа уже тогда начала с ним тесно сотрудничать. Мне один из бывших сопартийцев прямо сказал: мы, мол, и там и тут побудем, какая сила победит, там и останемся. Нормально? Я все надеялся, что они одумаются, а сейчас понимаю: надо было об этом раньше говорить, публично ставить на место.

— Вы все еще хотите блокироваться с Литвином на 2006-й?

— Сегодня — да, что будет завтра — неизвестно. Может, они скажут, что мы им и не нужны вовсе, а может, наоборот… В любом случае, к выборам мы готовимся самостоятельно.

И еще к вопросу о «перебежчиках». Далеко не все в старой власти были так плохи, подавляющее большинство еще не реализовались в полной мере и имеют право на политическое будущее. Для этого, в свою очередь, необходимо чувствовать за спиной поддержку политсилы. Ни в «НУ», ни в БЮТ их не примут, поэтому к Литвину идут в поисках лидера, который смог бы защитить, хотя бы на время. Опрометчивость в наклеивании ярлыка «кучмист» недопустима. Ведь и Ющенко, и Тимошенко пользовались когда-то покровительством Леонида Кучмы, Иван Плющ благодаря этому дважды возглавлял Верховную Раду, ну и так далее...

— На сегодня ваша фракция в очередной раз оказалась на грани развала...

— Все просто: добираем людей — остаемся самостоятельной силой, не добираем — исчезает фракция, вместо нее образуется группа. Возможно, последний вариант даже более выгоден.

— Поговаривают, ваш коллега по фракции НДП-«Республика», господин Йоффе, работает над собственным политическим проектом. Вам об этом что-то известно?

— Бывший коллега. «Республика» от нас уходит. Кстати, в свое время объединение было их инициативой. После откола от «Трудовой Украины» они уже знали, что будут формировать собственную политсилу, но в период проведения подготовительной работы им надо было как-то «перебыть» в союзе с другой группой.

Кто стал инициатором создания, мне известно, однако пока говорить об этом не стану. Действительно, руководителем избрали Йоффе, само заседание прошло за закрытыми дверями.

— Как у вас теперь складываются отношения с Леонидом Кучмой, вас раньше друзьями называли?

— За минувший год было всего несколько встреч тет-а-тет — три, если не считать коллективных совещаний. В этом году вообще не общались, последний раз видел его в парламенте, когда он «пакет» подписывал. А вообще точка в наших отношениях была поставлена в 1999 году. Думаю, не по моей вине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать