Все без корректив?
Чего следует ожидать от второго срока Буша
Судя по результатам избирательной кампании в США (изменение баланса сил в стане консерваторов), последним заявлениям ключевых политических фигур и кадровым шагам переизбранной власти, можно прогнозировать частичное уменьшение роли государственных органов как самостоятельных творцов внешней политики и концентрацию функций выработки внешней политики в полуформальных структурах, приближенных к Джорджу Бушу, в которых сильны позиции неоконсерваторов. Также в целом не претерпят изменений основные внешнеполитические направления американской правящей команды.
Шаги, предпринятые Дж. Бушем сразу же после переизбрания, с одной стороны, свидетельствуют о намерении сохранить и по возможности усилить фокус американской внешней политики на том же круге приоритетов, что и в предыдущие годы. Это демократическая трансформация «Великого Ближнего Востока», расширение влияния в нефтяных регионах, борьба с террористическими сетями, противодействие распространению оружия массового уничтожения, содействие в урегулировании ближневосточного конфликта, пересмотр концепции базирования вооруженных сил за рубежом, выстраивание стабильных отношений с геополитическими конкурентами. В то же время на реализации внешней политики США на протяжении 2005 года и, возможно, всей второй каденции Дж. Буша, будет остро сказываться разрыв между задекларированными и скрытыми намерениями и возможностями их осуществления.
Политика, которую США вынуждены проводить в Ираке, привела к существенному ограничению их военных, финансовых, дипломатических и других ресурсов. Поскольку отношения США с ЕС является ключом к преодолению этой ресурсной ограниченности, следует ожидать, что одной из центральных задач США в 2005 году станет улаживание отношений с европейскими союзниками и ЕС в целом. От успешной реализации этой задачи зависит способность США переломить в свою пользу развитие ситуации в Ираке и на Ближнем Востоке. Проблема улучшения отношений с Европой будет тесно переплетаться с проблемой восстановления доверия и авторитета в мировом масштабе.
Еще до событий в Украине аналитики прогнозировали подобное сближение с США с ЕС. Оранжевая революция в Украине только усилила эти прогнозы, значительно улучшив климат в американско-европейских отношениях. Стоит отметить, что оранжевая революция совпала с периодом между избранием и инаугурацией президента США, который традиционно является временем корректирования американского внешнеполитического курса.
Особенно острой и трудно предсказуемой представляется возможная политика США по отношению к Ирану. С одной стороны, США не могут допустить обладания Ирана ядерным оружием. С другой стороны, ЕС и даже отдельные ближайшие союзники США резко критикуют возможное силовое разрешение проблемы вокруг иранской ядерной программы. Хотя, скорее всего, элементы военного давления на Иран играют только свою определенную роль в дипломатических торгах, нельзя исключать односторонних силовых действий США ограниченного характера против этого государства с целью недопущения распространения в этом регионе ядерного оружия.
Стратегия США в отношении Ирака и Афганистана, очевидно, не претерпит существенных изменений и будет заключаться в утверждении и постепенном укреплении легитимных правительств этих стран. Причем, по оценкам экспертов, уровень численности американских войск в Ираке останется приблизительно на нынешнем уровне еще как минимум два года.
Политика США в отношении России вряд ли претерпит существенные коррективы. Следует отметить, что призывы к ужесточению политики в отношении России исходят из кругов (либеральные СМИ, финансовые круги), отстраненных сегодня от рычагов государственной власти, хотя и наделенных другими сильными рычагами. Похоже, что круги, близкие к президенту США, еще не утратили надежду на то, что Россия расширит доступ американских компаний к своим месторождениям энергоносителей, осуществит необходимое давление на Иран и Северную Корею с целью ограничения возможностей этих стран реализовать ядерные программы. Однако сохранится и, возможно, усилится уровень конкуренции между США и Россией на Кавказе и в Центральной Азии, что связано с соперничеством за добычу и транспортировку энергоносителей.
В ближайшем будущем главными индикаторами возможных корректив в американской внешней политике станут сигналы, которые поступят в результате встреч президента США в феврале с лидерами европейских стран и России, а также шаги по завершению формирования внешнеполитической команды в структурах американской власти.
Выпуск газеты №:
№27, (2005)Section
День Планеты