Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Судебная власть: зависимая независимость

10 февраля, 19:56
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Действующая Конституция Украины наделяет различные ветви государственной власти полномочиями на формирование кадров в органах судебной и исполнительной власти. В то же время Конституция устанавливает следующее право граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине: «Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно выбирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Исследуем содержание и объем выражения «в органы государственной власти и органы местного самоуправления», который применен в этом определении.

Согласно требований Конституции: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Кроме того, в Конституции отмечено: «Государственная власть в Украине осуществляется на основах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных этой Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины».

Исходя из выше приведенного, можно сделать вывод, что имеют место указатели распространения верховной власти (суверенитета) народа Украины без исключения на все органы местного самоуправления и все органы государственной власти, то есть на все без исключения органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Причем эта власть народа Украины реализуется через выше приведенное конституционное право граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине.

Поэтому существуют признаки того, что содержание и объем исследуемого выражения нуждается в полном объемном толковании, как «во все органы законодательной, исполнительной и судебной власти и всех органов местного самоуправления».

Это позволяет утверждать, что существуют признаки правомочности следующего толкования конституционного права граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине: «Граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно выбирать и быть избранными во все органы законодательной, исполнительной и судебной власти и все органы местного самоуправления».

Кроме того, следует заметить, что органы государственной власти, их должностные и служебные лица могут быть заинтересованными лицами или фигурантами в судебных делах. Поэтому при формировании судебной власти различными ветвями государственной власти, которая осуществляется сейчас, никогда не может быть обеспечена независимость судей от органов государственной власти.

Поэтому с учетом верховенства власти народа в Украине, а также допустимого толкования права граждан, можно сделать следующий вывод. Существует возможность обеспечения действительной независимости судей только народом Украины через осуществление гражданами их конституционного права свободно выбирать и быть избранными во все органы судебной власти Украины.

Также отметим, что конституционные права граждан гарантируются действующей Конституцией Украины. Они являются неотчуждаемыми, нерушимыми, не могут быть упразднены или ограничены, а также не допускается сужение их содержания и объема при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы. Кроме того, Конституция Украины гарантирует право судей на независимость. В то же время эта Конституция не гарантирует Верховной Раде Украины, Президенту Украины и съезду судей выше отмеченные полномочия.

Таким образом, имеют место указатели того, что отмеченные полномочия Верховной Рады Украины, Президента Украины и съезда судей, которые не гарантируются действующей Конституцией, существенно ограничивают право граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине, которая гарантируется этой же Конституцией. В результате чего нарушается, установленное действующей Конституцией, верховенство права народа Украины. Кроме того, эти полномочия существенно ограничивают право судей на независимость, которое также гарантируется Конституцией. Отмеченные обстоятельства представляют собой серьезное правовое противоречие, которое имеет место в действующей Конституции.

Таким образом, существует практическая необходимость в защите права граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине и права судей на независимость. Для этого всем нам целесообразно добиваться следующего.

Во-первых, как можно скорейшего решения в Конституционном Суде Украины вопроса об официальном толковании права граждан непосредственно осуществлять свою власть в Украине.

Во-вторых, отмены Верховной Радой Украины конституционных полномочий Верховной Рады Украины, Президента Украины и съезда судей на формирование кадров в органах судебной власти и восстановление выборов судей народом.

Это реальные задачи, которые могут быть решены еще до следующих выборов народных депутатов Украины в 2006 году.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать