Теплые кабинеты и холодные квартиры
Реформе ЖКХ нужны правилаСработает ли в новых условиях принятый в июне 2004 года закон «О реформе жилищно-коммунального хозяйства на период с 2004 по 2010 год»? Одна из главных проблем — тарифы коммунальных услуг. Они утверждаются местными властями, тогда как, по словам главы Госкомитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Григория Семчука, центральные органы разрабатывают только правила игры, то есть порядок формирования этих тарифов. Возглавляемый Семчуком комитет сейчас полностью пересматривает всю базу тарифов на коммунальные услуги, стремясь отойти от принципов оплаты, сохранившихся со времен СССР. Цель такого пересмотра — переход на новые тарифы, в которые бы закладывалась только стоимость данной услуги. По мнению Семчука, плата за коммунальные услуги, установленная областной властью, зачастую неоправданно низка и просто не может отбить стоимость затрат предприятий. Согласно законам «О стоимости коммунальных услуг», «О ценах и ценообразовании» и в соответствии с Хозяйственным кодексом компенсировать такую разницу должны органы местного самоуправления. Однако они этого делать не спешат. В результате предприятия, оказывающие коммунальные услуги, работают нерентабельно — ухудшается качество услуг и техническое состояние оборудования. А теплоэнергетики вообще влезают в долги за электроэнергию, холодную воду и природный газ. По словам начальника управления коммунальной теплоэнергетики Владимира Бербенца, в начале отопительного сезона 2004—2005 уровень расчетов за природный газ повысился с 58,7% в 2003 году до 83,5%. Но в декабре в ряде городов из-за долгов пришлось отключать отопление. К началу нового года ситуация слегка улучшилась — уровень расчетов достиг отметки в 88%, а многие области еще и в декабре расплатились сполна. Тем не менее задолженность за использованный в 2004 году газ составила 341,8 млн. грн., что хоть и меньше, чем в 2003 году, но все равно впечатляет.
Причем наиболее злостные неплательщики — это области с наибольшим производственным потенциалом, такие как Харьковская, Днепропетровская, Луганская, Донецкая и Запорожская. Естественно, потеря таких денег в значительной мере отражается на состоянии всей отрасли. Коммунальщики принимают меры. По словам начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Донецкой области Виталия Кижаева, уже сейчас они начали делать определенные шаги в сторону повышения тарифов на коммунальные услуги (в полтора раза), чтобы они, наконец-то, сравнялись с реальными затратами. Впрочем, в свете недавних социальных обещаний, резкая подвижка социальных тарифов логичной не выглядит.
Чтоб хоть как-то решить эту проблему, Комитет настоятельно предлагает перейти на сезонные тарифы, которые будут увеличиваться с наступлением отопительного сезона. Органам местного самоуправления предлагается разработать баланс реальных финансовых потребностей в разрезе льгот и субсидий. При этом рекомендуется особое внимание обратить на выплату субсидий, чтобы, с одной стороны, защитить тех, кто не в состоянии заплатить за коммунальные услуги, а с другой — сократить невыплаты коммунальным предприятиям.
Кроме этих проблем, угрозу «клиентам» отрасли создает ветхость жилищного фонда и соответствующего оборудования. По словам начальника Управления эксплуатации жилищного фонда Владимира Кирюшина, уже сейчас по стране 5,5 млн. кв. метров жилой площади находится в аварийном состоянии. Особенно страдают от этого Житомирская, Одесская, Киевская и Харьковская области. Для повышения эффективности отрасли Комитет предлагает провести ее техническое перевооружение, что предусмотрено законом о реформе. Но на сакраментальный вопрос, где взять деньги, ответа у него пока нет. Приходится решать другие вопросы. Так, Комитет подготовил проект правил содержания, обследования, оценки технического состояния и паспортизации жилых домов, а также принял решение о создании жилищно-коммунальной инспекции. Однако количество аварийного жилья от этого вряд ли сократится.
Способен ли комитет в этих условиях на мозговой штурм? Похоже, эта задача ему уже не по плечу. Похоже, Семчук действует по трафарету, возлагая надежды на совершенствование нормативно-правовой базы, изменение тарифов, но главное — на повышение объемов бюджетного финансирования. В результате уже в 2006 году ЖКХ может рассчитывать на выход из убыточной зоны и даже на инвестиции. На практике же, о чем говорят письма в редакцию, жилищные организации всего лишь усиливают прессинг на тех своих клиентов, кто исправно платит за все услуги, заставляя их (путем отключения жизненно важных услуг) то ли расплачиваться за неплательщивов, то ли влиять на них нетрадиционными методами.
Выпуск газеты №:
№15, (2005)Section
Экономика