Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Желтая подводная лодка в оранжевом море

О тенденциях революционного искусства
13 января, 20:30

ПРОВОДНИК

Конечно, донецкий лидер напугал киевлян. Именно страх породил смех. И стал первоимпульсом для творчества. Эти сотни анекдотов на тему яйца, которые были вброшены в интернет. Интернет сыграл ключевую роль в оранжевой революции. Это тот источник информации, который нельзя контролировать или подвергать жесткой цензуре.

В интервью нашей газете известный сатирический писатель Владимир Войнович сказал когда-то, что вряд ли уже возможен возврат к диктатуре (имея в виду коммунистическую), поскольку такой режим предполагает цензуру. Вспомним, советские номерные копирайтеры, печатные машинки, все потенциальные «распространители заразы» должны были «состоять» на учете. Тогда самиздат был проводником «бунтовских» произведений. А сейчас — инетрнет, на который пока надеть технологический намордник невозможно.

В силу «неотключаемости» сети перекрыть нежелательные для политиков потоки информации нереально.

Перед первыми выборами по интернету ходили копии поддельных бланков, предупреждения о неточностях в написании фамилий и т.д. Тем, у кого нет доступа к компьютерам, передавали информацию изустно.

Однако своим «живым» телеявлением Виктор Федорович настолько напугал обычно инертных граждан столицы, что заставил их моментально выскочить на улицы (Ющенко умолял бы — не вышли), а так же дал толчок для бесконечных пародий, в феноменально короткий срок (буквально два-три дня) заполонивших интернет.

Появились десятки размещенных в интернете мультфильмов, пародий, переределок известных шлягеров и даже компьютерных игр. Такой творческий бум не рождал ни один КВН!

Вначале это были диджейские обработки речей провластного кандидата и его супруги. Виктор Федорович под электронные пассажи группы «Эра» откровенничал» : «За одну ніч ми вкрали золоті резерви краіни, за це потрібно буде ще відповідати. Ну, я вам скажу, що Ющенко зробить все, що потрібно. Ющенко — так!» Это был сильный и задорный ход — агитация одного кандидата за другого.

Людмила Янукович сообщила в Донецке об «оранжевом шабаше», который происходит под (она напела): «Ора-а-нжевое не-е-ебо». «Оранжевое небо» было аккуратно вырезано из ее исторического выступления, и теперь Людмила распевала на многочисленных радиостанциях. Пираты тут же переписывали это на диски и продавали на всех рынках Киева.

НАГЛЯДНАЯ РЕКЛАМА

Реклама как коммерческая информация использует для своих «шкурных» интересов различные художественные мотивы. Так же беспардонно она была поставлена на службу революции.

Например, плакаты с Глебом Жегловым. Киногерой Высоцкого в шляпе и кожаной куртке заявляет: «Только МАСТ!», призывая этим покупать масло. После того как «МАСТ» народными умельцами были заклеен и вместо него аккуратненько было начертано «Ющенко», герой «Места встречи» стал агитировать за лидера «Нашей Украины».

На огромном стеклянном стенде с кошечками и собачками возле метро Арсенальная, которые привлекали внимание к «широкоформатной печати» и смотрели в глаза случайных зрителей с надеждой, через весь бил-борд было написано оранжевое — «ТАК». Животные, получалось, тоже агитировали за оппозиционного кандидата. Но вершина этого постмодерного искусства выглядела так.

В метро у эскалатора на рекламных лампах-стендах была картинка, использующая библейский сюжет о Моисее, когда перед ним расступилось море.

При помощи перевертывания достигался впечатляющий эффект: в центре композиции шел по песку мужчина в костюме с дипломатом, а по бокам расступалось пенистое море. Человек вдохновенно шагал вдаль! Сверху сообщалось: «Размещение рекламы».

Композиция, что называется, заиграла новыми красками, когда кто-то прилепил мужику прямоугольную оранжевую наклейку с надписью «Свободу не спинити!». Деловой щеголь с дипломатом превратился в революционера. Да таким, что перед этим знаменосцем расступалось море (бело-синее), а в горизонт упиралась желто-оранжевая песочная дорожка. Когда работники метрополитена отдирали «несанкционированную» пропаганду, крепость клея оказалась такова, что вырвать им удалось только кусок, и эта наклейка стала еще более похожа на развевающийся стяг!

Реклама из коммерческого продукта стала идеологическим!

Бело-голубая сторона строила свою рекламную кампанию через агрессивные образы. Достаточно вспомнить ролик, где крутился бесноватый апельсин с криками «Ганьба», потом некий господин разрубал его пополам и выдавливал сок. Жуть! Тем не менее смех побеждал ярость!

МУЗЫКА

Теперь что касается музыкально части.

Безусловно, множество вещей лидирующих рок-групп страны «Океана Эльзы» или «ВВ» стали интерпретировать в революционном свете.

Лирическая героиня песни Вакарчука «Вставай, мила моя, вставай», теперь являлась непосредственно Родиной, а древний хит Скрипки «Политрок» — воспринимался как агитка.

Разумеется, революционный хит №1, звучащий из всех автомобилей и на многих радиостанциях — это «Разом нас багато — нас не подолати!» группы «Гринджоли» (Ивано-Франковск). Гринджолы — санки на полозьях, в которые запрягают волов в Закарпатье. Говорят, эта группа обычно исполняла музыку в другом стиле. Они сделали рэп-обработку самых популярных лозунгов революции. И воплотили «народный ответ» Виктору Федоровичу: «Ми — не бидло, ми — не козли, ми України доньки й сини». Безусловно, это песня-однодневка, но так же несомненно и то, что последние полтора месяца это была самая популярная песня в столице, в центральных и западных районах. И она уже вошла в историю.

Что касается наиболее трогательной песни из серии «наворачивания слезы», то, пожалуй, это — «Ми йдемо» Марии Бурмаки. Припев: «Ми йдемо! За нами гаснуть ліхтарі. Ми йдемо! Попереду вогонь. І не про що не говори. Ми йдемо!» Непонятно, правда, почему за нами «гаснуть ліхтарі». Не бьем же мы их? Но в целом — берет. Когда эта песня звучала на Майдане в напряженных ситуациях, когда еще ничего не было ясно, она реально поддерживала дух.

На русском языке абсолютным попаданием стал советский хит 60-х годов «Оранжевая песня». Именно ее, ставшую гимном «оранжевого настроения», процитировала Людмила Янукович.

Из старого запаса неслабо «заработала» «Перемен!» Виктора Цоя.

Многие вещи украинской эстрады, которые давно поднадоели, «выстрелили» во время патриотического подъема. Тот же Тарас Петриненко, кроме «України», имеет еще множество песен с почти такой же мелодией. У Петриненко, как у Юрия Антонова и композиторов индийского кино, — одна мелодия на десятки песен. Но благодаря силе сплочения народа вокруг национальной оси «Україна» Петринеко зазвучала свежо. Без присущего ей официоза. Хотя если количество песен Петринеко, льющихся с эстрады Майдана, становилось больше трех, это начинало утомлять.

ПО РАЗНУЮ СТОРОНУ БАРРИКАД

Образ Святослава Вакарчука стал неотъемлемой частью множества революционных картинок и ситуаций. Он не просто гениальный исполнитель, каким был раньше, сейчас он — национальный кумир.

То Славика было видно на сцене Майдана, то он шел впереди демонстрации, то мы видели его сидящим на ступеньках Верховной Рады, куда он присел покурить. К любви, которую он вызывал, теперь добавится почтение к смелости его поступков.

Соответственно, другая сторона, те, кто выступал за Виктора Федоровича, утратят временно былую популярность. Это в первую очередь Наталья Могилевская, Таисия Повалий, «Скрябин».

Могилевская высказывалась, что такова ее позиция. Но большинство слушателей считают, что артисты, поддерживающие Януковича, выступали исключительно из-за финансовых соображений. Косвенно это подтвердили музыканты группы «Друга ріка», решившие покаяться. Мол, простите, из-за денег, бес попутал.

Лидеры «Океана Эльзы» и «ВВ» утверждали, что они выступали бесплатно.

Ирина Билык, подопечная продюсера Никитина, выступила в поддержку Януковича. Его другой подопечный, Андрей Данилко, — единственный из звезд, который сохранял полный нейтралитет. Вероятно, опасался потерять доступ к российскому рынку. И все же, мне кажется, зря он не рискнул.

ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ

Если говорить о мировых тенденциях в искусстве, что касается оранжевого и синего цвета, то можно вспомнить аналогичное воплощение революции Детей цветов — хиппи конца 60-х в эпохальном мультфильме «Желтая подводная лодка «Битлз».

Сюжет ленты: синие Минихи (заметьте цвет!) захватили власть в некой сказочной стране, истребив там все цвета, кроме синего. Также они запретили играть музыку, и страна превратилась в глухонемую окаменевшую Синь. (По-английски blue — кроме как «синий», обозначает «грустный»).

Что касается синего, я вообще люблю этот цвет, но получается, что он (как и все) имеет два значения: небесное и земное.

Что же касается земного синего, то часто с этим цветом связывают смерть. Достаточно вспомнить голубой период в творчестве Пикассо, навеянный смертью друга. Возьмем более примитивный вариант: излюбленный показ во многих американских боевиках тюрьмы как некоего пространства, заполненного синим цветом. И в этом смысле такое его прочтение является отражением страха.

Духовный синий — это цвет небес, он холоден, но чист.

Оранжевый же — цвет активной радости.

Естественно, что если, опять же, довести все до логического финала и перейти границы «позитив-негатив», тот же оранжевый как цвет огня может быть как согревающим (цвет домашнего очага, камина), так и грозным — пожар.

Не случайно противостояние Желтого и Синего воплощено в легендарном английском мультфильме. Итак, его краткое содержание.

Адмирал-посланец находит битлов и просит их освободить страну от синих Минихов. На борьбу с Синью прибыла ливерпульская четверка на маленькой желтой подводной лодке (не оранжевая, но близко).

Пройдя все перипетии, они наконец добудут строго охраняемые инструменты и своей музыкой прогонят синих Минихов. Волшебная страна оживет и засияет всеми красками.

Кульминация мультфильма: бегство грозных синих Минихов становится необратимым, когда Джон Леннон исполняет песню «Все, что нам нужно, — это только любовь»...

В политическом смысле юное поколение Запада проиграло тогда битву со взрослыми. Не последнюю роль сыграл в этом их инфантилизм, разбавленный наркотическими фантазиями (ЛСД и т.д.). Как известно, в нашей ситуации оранжевые пропагандировали трезвость, дабы не смешивать иллюзии с реальностью. В отличие от синих, подогревающих энтузиазм водкой. У кого ясная голова — тот сильнее.

Но основное отличие революции Детей цветов от Оранжевой — у нас не было явного конфликта отцов и детей. Символическим в 68 м оказался выстрелполицейского, когда один хиппи засунул в дуло его оружия цветок. У нас этот выстрел не произошел.

ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ШЕДЕВР

Как отражение этого «невыстрела» создан совершенно уникальный ролик «5 канала» под песню «Воплей Видоплясова» — «Осінь». Его сюжет.

Народ по призыву Тимошенко ломанулся штурмовать Администрацию Президента. Возле здания за щитами — спецназ, идет мокрый снег, черные шлемы заснежены. На забралах из пластика капли воды. И только у одного милиционера забрало поднято. Лицо закрыто маской до переносицы, но его глаза с сочувствием глядят на огромную массу желто-оранжевых, втиснутую в узкий канал Банковой. Его глаза магнетизируют. Оператор максимально приблизил карие очи бойца, в которых, казалось, отразился революционный город.

В руках у людей бумажки с надписями «Сегодня мы вместе». Не случайно неведомый автор (указан только производитель — «5-й канал») выхватил строчки из песни Скрипки: «Що б не сталося, не піду на крайнощі....»

Гитарная аранжировка «ВВ» передает тревогу, которая лежала тогда на сердце каждого. Когда вроде бы две полярные силы остановились одна напротив другой. Но их связывает нечто большее, чем полярность, их связывает, что и те и другие — люди.

Последний кадр — желтая улица, заметаяемая снегом, на которой проступают белые буквы «Ми разом!»

ДВЕ СТИХИИ

Поражает, конечно, и то, что когда на одной стороне планеты в день повторных выборов, 26 декабря, произошел сильнейший позитивный сдвиг, на другой части Земли — мощнейшей отрицательный. В прямом смысле слова — в виде сдвига земной коры и образования цунами.

После новостей об оранжевой революции экраны мира заполонили картинки бедствия. Как будто бы в нашей дуалистической системе все требует уравновешивания. Если на Западе победил цвет Доброго Огня, то на Востоке — цвет Злой Воды.

И все же хочется верить, что после всех украинских событий уровень свободы не только для каждого из нас, но и для человечества в целом на какой-то градус стал выше. Вот примерно, как сейчас температура за окном. И эта «весна» найдет свое достойное отражение в отечественном искусстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать