«Нельзя платить Украиной за пост президента», —
считает председатель Житомирского облсовета Архип ВОЙТЕНКО![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20041214/4229-4-1.jpg)
На площади Советов в Житомире бурлило людское море — 23 ноября около 40 тысяч сторонников Виктора Ющенко проводили митинг в поддержку своего лидера и одновременно протестовали против действий Центральной избирательной комиссии при подсчете голосов после второго тура президентских выборов. В какой-то момент на трибуну перед взбудораженным людом поднялся председатель областного совета Архип Войтенко и спокойно сказал несколько коротких фраз. В частности, он заявил, что выступает за то, чтобы ЦИК приняла решение по результатам выборов только после рассмотрения судами всех жалоб относительно проведения второго тура. Как оказалось впоследствии, эта позиция была наиболее дальновидной и в то же время равноудаленной от полюсов противостояния. На следующий день она воплотилась в решение сессии. Еще раз Житомирский областной совет сказал свое веское слово, когда выступил с обращением, в котором остро осудил сепаратистские призывы и планы, прозвучавшие из уст некоторых политиков востока и юга Украины. И опять весомую роль в принятии этого документа сыграл А. Войтенко. Член Конгресса региональных и местных советов Европы, член Политсовета СДПУ(О) Архип Войтенко выделяется самостоятельностью и взвешенностью позиции, имеет в регионе несомненный авторитет. В дни избирательной кампании председатель облсовета заметно дистанцировался от действий исполнительной власти и часто подчеркивал, что в первую очередь должен быть законопослушным госслужащим. Его позиция в наиболее острые моменты политического противостояния, развернувшегося в нашей стране в последние дни, и стала поводом для нашего разговора. Тем более что подобные взгляды, характерные для значительной части как политического истеблишмента так и политически активного общества центральных регионов Украины, сегодня серьезно влияют на развитие ситуации в стране.
— Сессия областного совета, который состоялся в среду, 24 ноября, т.е. на следующий день после 40-тысячного митинга в Житомире в поддержку Виктора Ющенко, приняла решение, которое, по ряду признаков не совпадало с планами форсированного объявления Виктора Януковича победителем выборов, но в то же время — достаточно осторожное. Считается, что именно вы были инициатором этого решения...
— На той сессии было внесено несколько проектов решений, в том числе с предложением признать Виктора Ющенко президентом Украины. Я же, считая, что областной совет не может принимать решения признавать того или иного кандидата президентом всей Украины, предложил признать, что в нашей области избиратели действительно отдали преимущество Виктору Ющенко, и обратиться к Центризбиркому с предложением не обнародовать результаты голосования до рассмотрения всех жалоб, которые были на то время в суде. Это, я считаю, была нормальная цивилизованная форма обращения.
— 3 декабря областной совет также резко осудил сепаратистские призывы некоторых отечественных политиков. На самом ли деле планы, которые разрабатываются в отдельных регионах относительно автономизации или других форм разделения Украины, представляют собой серьезную угрозу для целостности Украины, как вы думаете? Оправдан ли достаточно твердый тон того обращения?
— Идею создания юго-восточной автономии озвучили главы администраций отдельных областей. По моему глубокому убеждению, не такие они самостоятельные в своих политических действиях, чтобы по собственной инициативе задекларировать и пытаться внедрять в жизнь такой важный вопрос. Когда же принял решение по этому вопросу Совет национальной безопасности и обороны, были даны соответствующие поручения Службе безопасности Украины, то эти люди сменили пластинку и заговорили, что речь не идет о сепаратизме, а рассматривается вопрос федерализма, т.е. чтобы Украина стала не унитарным государством, а федерацией. Я считаю, что и автономизация, и федерализация не приемлемы, — Украина должна быть унитарным государством. И кто бы ни был президентом, мы должны сохранить территориальную целостность нашего государства.
— Но угроза раздробленности Украины существует?
— Безусловно, существует. Мы видели, как этот тезис акцентируется в отдельных восточных и южных областях. Вспомним выступления глав администраций Донецкой и Харьковской областей на известных съездах в Северодонецке и Харькове... Я, например, не представляю себе, чтобы мэр Киева приехал в Брянскую область и начал агитировать там за присоединение ее к Украине. Почему тогда в Северодонецк приехал мэр Москвы Юрий Лужков, с какой целью? Мы мудрый народ, и сами изберем себе президента. И будем иметь экономические отношения и с Россией, и с Европой, потому что по-другому ни одна страна сегодня жить не может.
— Вокруг решения Верховного Суда относительно назначения переголосования второго тура и сейчас идут острые споры, — оппозиция и широкие массы украинских граждан приветствуют его, сторонники Виктора Януковича критикуют. Чем является это решение для Украины с вашей точки зрения как руководителя органа местного самоуправления областного уровня?
— Для этого у нас есть в государстве судебная ветвь власти и есть Верховный Суд, чтобы ставить точку в таких серьезных вопросах. Решение суда, нравится оно кому-то или нет, должно выполняться. И сейчас надо готовиться провести 26 декабря повторное голосование.
— Вы присутствовали на некоторых заседаниях Верховной Рады и на совещаниях с ее главой Владимиром Литвином. Какова ваша оценка работы и позиции парламента в складывающейся ситуации?
— По-моему, Верховная Рада, при всей разнице во взглядах депутатов, осуществила ряд шагов, которые в некоторой степени, подчеркиваю, в некоторой степени разрядили ситуацию и сняли напряжение в обществе. Принятые изменения к Закону «О выборах президента Украины» я оцениваю как позитивные. У нас есть такой орган как совещательно-консультативный совет при главе Верховной Рады, когда приглашаются городские главы, председатели областных советов, и мы обсуждаем различные проблемы, даем свои предложения и парламенту, и правительству, и Президенту. И я свою точку зрения высказал. Она заключалась в том, что до тех пор, пока главы администраций будут назначаться, — не имеет значения, премьером или президентом, у нас честных выборов никогда не будет. Руководитель области или района, который назначается, а не избирается, будет выполнять указания того, кто его назначил. Т.е. моя позиция четкая: руководители областей и районов должны избираться. Когда шла прямая трансляция заседаний Верховного Суда, тот, кто внимательно анализировал это, думает, увидел, что больше было возможностей для фальсификаций именно у органов власти.
— И вы думаете, что местных советов, советов нашей области это не коснулось?
— Безусловно, в отдельных областях были в таких делах задействованы и советы. У нас позиция областного совета была четкой с момента начала президентской кампании. Я сказал: есть закон, а в законе четко записано, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и их должностные лица не имеют права вести агитацию за того или иного кандидата. И мы пытались заниматься вопросами, предусмотренными законодательством. Но нельзя отрицать, что на местах отдельные советы занимались агитацией — так же, как и отдельные работники исполнительных структур. Это уже была личная позиция того или иного государственного служащего.
— Последние решения Верховной Рады, в том числе относительно изменений в Конституции, в недалекой перспективе должны усилить роль как парламента, так и органов местного самоуправления. Соответствуют ли эти изменения вашему видению?
— Я поддерживаю политическую реформу, потому что сегодня власть не должна быть сосредоточена в руках президента. И если мы хотим, чтобы государство действительно было демократическим, то необходимо разумное распределение власти между парламентом, правительством и президентом. А что касается местного самоуправления, я скажу так: я уже говорил, что руководители районов и областей должны избираться. Реформа местного самоуправления по проекту №3207 1 предусматривает ликвидацию районных администраций — будут районные советы, будут их исполнительные комитеты. На уровне области предусматривается избрание областного совета, создание им исполнительного комитета. И будет параллельно областная администрация, но с другими функциями, больше контрольно-надзорными — как исполняются Указы президента, законы нашего государства на определенной территории и т.п. Это соответствует Европейской хартии местного самоуправления в том плане, что все советы должны иметь свои исполнительные комитеты. Если все будет внедрено так, как запланировано, это, безусловно, укрепит позиции местного самоуправления.
— Ситуация в стране быстро меняется. Ваш прогноз дальнейшего развития событий?
— Все сегодня зависит от того, достанет ли мудрости всем, кто причастен к проведению выборов, чтобы они прошли честно и демократично. Если мы, кто имеет к этому отношение, разумные, то сделаем соответствующие выводы и не допустим тех просчетов, которые были в первом и втором туре. Нужно, чтобы ни одна сторона не имела возможности и не пыталась провести выборы нечестно. Чтобы не было давления на людей, — пусть каждый кандидат или их штабы и доверенные лица агитируют за свои программы. Но не должно быть давления ни со стороны органов власти, ни со стороны руководителей негосударственных структур на своих подчиненных относительно голосования за того или иного кандидата. Нужно дать людям возможность свободно определиться со своим выбором. А проведем выборы, ЦИК подсчитает голоса, и если будут какие-то недоразумения, пусть будут рассмотрены все заявления в судах. Тогда последнюю точку должен поставить Верховный Суд. Если это будет сделано, я убежден, что после 26 декабря у нас будет законно избранный президент. Тогда всем надо будет смириться с этим, успокоиться и работать в интересах государства. И первое, над чем должен начать работать новый глава нашего государства, это консолидировать общество, которое сейчас очень разъединено.
Выборы президента проходят раз в пять лет, нынешние выборы когда-то закончатся. Но если мы сейчас допустим развал нашего государства, мы никогда назад наши земли не соберем. Мы не должны платить такую дорогую цену за должность президента. Нельзя за нее платить Украиной.
Выпуск газеты №:
№229, (2004)Section
Подробности