«Революция стала хорошей... рекламной акцией»
Туроператоры ждут прибылей, но пока терпят убыткиРеволюционные дни породили всплеск фольклорной активности граждан. В том числе и в жанре анекдотов. Например, «Турфирма предлагает новый вид экстремального туризма: пробег через палаточный городок на Майдане в сине-белой символике». Шутки шутками, однако отечественным туроператорам не до смеха. Они несут финансовые потери.
Как сказал «Дню» директор фирмы «Содис-Карпаты» Сергей Халявицкий, продажа путевок действительно стоит на месте. «Если до 10 декабря обычное явление — ажиотаж (на этот момент мы распродаем практически все путевки), то нынче продаж практически нет: 70—80% путевок на данный момент многие закарпатские турфирмы не реализовали», — говорит он. В целом, согласно опросу, проведенному Национальной туристической организацией, в Карпатском регионе турпоток может уменьшиться на 20—30%. Остается добавить, что главные отдыхающие зимой в Закарпатье — из Центральной и Восточной Украины и России.
Ранее, сообщает российское интернет-издание Утро.ru, в начале декабря уровень продаж путевок возрастал приблизительно сразу на 300%, тогда как сейчас отмечается резкий спад: фирмы едва могут продать 40% прежнего объема. В частности, если еще месяц назад крупные компании реализовывали до 20 путевок в день, то в настоящее время удается продать в лучшем случае две-три. По словам аналитиков, любители активного отдыха, среди которых, кстати, немало россиян, теперь предпочитают проводить выходные и зимние отпуска на горнолыжных базах в Болгарии, Словакии и даже Австрии. Следует особенно отметить, что цены на туры в эти страны намного выше, чем на отдых в украинских Карпатах.
Странная, казалось бы, ситуация. Генсек Всемирной организации туризма Франческо Франджалли давно уже отметил, что потребность в путешествиях глубоко укоренилась в сознании потребителя, который научился жить и ездить по миру в условиях региональных кризисов и терактов. Похожее мнение высказал в свое время и руководитель Экспертного института Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Нещадин: «наших граждан войной не испугаешь» — «когда в конце 90-х в Луксоре расстреляли автобус с немцами, в Египте больше года оставались только российские туристы». Что тогда?
По утверждению С. Халявицкого, проблема — в транспорте. Люди не боятся, что их по каким- либо причинам не примут, не боятся якобы возможных последствий революции. Боятся, что будут сложности с тем, как добраться до места отдыха. Судите сами: из Москвы есть только лишь один рейс до Львова. Все иные варианты — поезда, которые проходят через Киев. То, что в самом начале «оранжевой революции» были случаи, когда было, скажем так, затруднено движение поездов, засело в головах потенциальных потребителей украинского турпродукта, считает специалист. Осторожничают ныне, по словам С. Халявицкого, даже иностранцы, которые имеют прекрасное (и главное — позитивное) понятие об украинских рекреационных возможностях и не первый год решают свои бизнес-вопросы именно на фоне Карпатских гор. В смысле, украинских Карпатских гор.
Одна фирма, отправляющая туристов из Одессы в круизы, также отметила спад интереса к их продукту. И корреспонденту «Дня» объяснила это классически — «не сезон». Однако, как «шепнули» представители той же фирмы экспертам из Гостурадминистрации, масса людей с началом нестабильности стала отказываться от путевок. Несмотря на то, что эти самые путевки стоят несколько тысяч долларов. Несмотря на то, что вложенные деньги, согласно договору, не возвращаются (?!).
Массового отказа от поездок нет — говорят в Кипрской организации по туризму (Кипр — одно из самых популярных направлений в зимнее время). Однако же, дипломатично отмечают там, наблюдается некая «сдержанность». Директор туристической фирмы «Феерия» Игорь Захаренко связывает спад туристической активности самих украинцев, прежде всего, с двумя нюансами. У кого-то на Украине «завязан» бизнес, а потому человек думает «переждать» нынешние события дома. Кто-то переживает за судьбу страны и, к примеру, перенес отдых на момент после повторного переголосования. Кстати, последним, поездка уже обойдется на двести евро дороже. И, главное, люди с этим соглашаются!
Хотя... Говорить о тотальной проблеме того же выезда И. Захаренко не берется. «На Египет все путевки проданы, на Таиланд — тоже», — говорит он. Фирма Игоря на фоне последних событий придумала новый пакет услуг для приезжих. Называется «Оранжевая феерия». Гостям города предоставляется дополнительная услуга. Например, проехать автобусом по «памятным местам» (соответственно, Кабмин, Верховная Рада, Майдан), которые захлестнула «оранжевая» революция. А то — и пожить в палатке на главной площади страны. «Мы на этом деньги не зарабатываем — грешно», — убеждает Игорь. Это, по его словам, входит в стоимость поездки. Главные прибывающие — словаки, россияне и... украинцы: Днепропетровск, Запорожье. Есть звонки: тур пользуется спросом.
Главная «фишка» всех последних выездов от «Феерии» (фирма специализируется преимущественно на поездках в Европу) — нести миру знания о событиях в Украине. В смысле, на это ориентируют украинских «выезжантов». Наши, отправившись в автобусное турне, уже успели, к примеру, донести вышеупомянутые знания до митингующих в поддержку Украины в Гааге, Брюсселе, Париже. «Революция стала хорошей рекламной акцией, — уверен И. Захаренко. — Пусть нынче продажи падают, однако, благодаря последним событиям, поток туристов в будущем станет возрастать». «Единственный позитивный момент во всех процессах, которые происходят сегодня на туристическом рынке, это то, что Украину начали идентифицировать как отдельную большую европейскую страну», — считают в Государственной туристической администрации. Две недели Украина не сходит со страниц и экранов самых влиятельных газет и телеканалов. По мнению гендиректора НТО Виктора Безверхого, этим огромнейшим массивом пиара стоит воспользоваться сразу после окончания событий на майдане Независимости. «Однако проблема в том, чтобы убедить мир: в Украину ехать безопасно, здесь — стабильность. И это — одно из следующих заданий, которые нужно решать и государству, и туроператорам», — отметил он.
Выпуск газеты №:
№225, (2004)Section
День Украины