Надир БЕКИРОВ: Крымскотатарский народ твердо по д держивает территориальную целостность, суверенитет Украины
Сегодня Украина сдает экзамен по демократии — такую мысль высказал недавно руководитель политико-правового управления меджлиса крымскотатарского народа, член совета представителей крымских татар при Президенте Украины, член совета управляющих добровольного фонда ООН для коренного населения Надир Бекиров. Как крымские татары в целом оценивают события, достижения и перспективы украинского народа и украинского государства после выборов 2004 года? Об этом — в беседе Надира БЕКИРОВА с корреспондентом «Дня».
УКРАИНЦЫ И НЕЗАВИСИМОСТЬ
— Надир-ага, по мнению многих политиков, Украина сегодня переживает новый этап в своей истории. Чем он характеризуется с вашей точки зрения?
— Мы искренне приветствуем тот факт, что украинцы наконец становятся нацией не только по Конституции, на бумаге, но и в отношениях с другими государствами ощущают себя достойным народом со своими собственными интересами, готовым бороться за свои права. Нынешний этап в истории Украины особенный тем, что правозащитное движение, сопротивление и борьба против СССР остались в далеком прошлом — в 50 — 70 х годах прошлого столетия. Украина, как и другие союзные республики СССР, приняла Декларацию независимости, провела референдум, относительно легко давший свои положительные результаты. В итоге народ получил государство, независимое только с точки зрения формально-юридической. Все эти годы Украину губило то, что, с одной стороны, ее государственные мужи хотели быть формально «независимыми», чтобы с ними считались как с респектабельным самостоятельным государством, а с другой — вели себя все время так, как ведут себя рабы или, в лучшем случае, как вожди не самодостаточного политического образования. Это оправдывалось якобы тем, что «в стране нет энергоносителей, нет полноценной экономики, ресурсов», что «надо как-то упросить Россию, чтобы она нам давала нефть, газ, и подешевле, у нас-де особые отношения, мы же, дескать, неразрывно связаны исторической судьбой и т.д. Но ведь Эстония, Литва, Латвия, у которых также нет изобилия источников энергии, твердо став на путь становления независимости, стиснув зубы, переживая огромные экономические трудности и попытки экономической блокады со стороны России, тем не менее, вели себя достойно. И это дало свои результаты — уровень жизни у них сегодня значительно выше, чем в Украине. Эти республики выдержали все, и оказалось, что не столько наличие или отсутствие энергоносителей и привычных рынков сбыта, сколько воля к реальному самоопределению делает страну независимой. В противном случае есть риск остаться государством на поводке. Именно события, связанные с выборами, уже не на уровне отдельных лидеров, а огромного большинства украинцев и людей других национальностей, которые поддерживают демократию и понимают, что только реально независимая Украина может быть демократической, а значит, и богатой, и объединили всех в том, что стала появляться украинская нация. Это очень важно и очень радует.
— В чем, по-вашему, состоят главные противоречия современной ситуации в стране?
— Из-за того, что Украина была независимой больше на бумаге, чем на деле, ее государственный аппарат раздражала всякая попытка построить реальную демократию, отстоять права человека и, тем более, права народа в этой стране. Акции протеста, которые проводили в свое время крымские татары, по необходимости защищая свои элементарные права на равенство в социальной, трудовой деятельности, в земельном вопросе, в развитии культуры, языка, вызывали «непонимание» (хотя наши оппоненты вообще-то отлично понимали и понимают нашу правоту), многочисленные попытки подавления. Этот госаппарат, преимущественно реакционный, как теперь доказано решением Верховного Суда, сам все время нарушал закон в своих интересах, фальсифицировал выборы. Он изображал крымских татар какими-то хулиганами, людьми, по своей природе не уважающими закон, склонными к правонарушениям, которые из- за своей нелояльности к государству-благодетелю только и делают, что мешают всем остальным жить и процветать. Точно так сегодня изображаются участники украинского сопротивления бюрократии, грубо нарушившей Закон о выборах Президента.
То, как ведет себя украинская нация сейчас, есть лучшее доказательство тому, что демократы — независимо от того, украинские или крымскотатарские — были правы на все 100 процентов. Более того, так получилось, что крымскотатарский народ опередил украинский на 15 лет в борьбе за свои права в отношениях с этим государством, будь оно еще советским, на грани распада, или новым украинским, независимым образца конца 1980-х — начала 1990-х. Крымские татары использовали практически те же методы, которые стали сегодня общеукраинскими: митинги, демонстрации, шествия, массовые акции неповиновения, доходившие иногда до достаточно резких форм, таких, как блокирование деятельности учреждений, занятие административных зданий в разных местах Крыма, перекрытие дорог. Все это опять-таки расценивалось как необоснованные эксцессы, как правонарушения, которые надо подавлять, за которые следует наказывать и которые мешают нормальной жизни лояльных, законопослушных граждан других национальностей, живущих в так называемом демократическом государстве.
Сейчас, когда речь зашла о свободе и выживании большинства украинской нации и всего украинского народа как совокупности граждан Украины всех национальностей, дальнейшей судьбе страны в целом, оказалось, что все эти методы доступны всем, кто живет в Украине, всем, кто ее любит и считает себя ее гражданином. Я с изумлением смотрю на то, как демонстранты из большинства регионов Украины на Майдане действуют по наитию, по своему социальному инстинкту, так же, как действовали крымские татары в Крыму. В то же время власть пытается с ними обращаться таким же образом, как и с крымскими татарами. Но если тогда можно было сказать, что, с одной стороны, есть многочисленный украинский народ, а у него «свои» государство, президент, парламент, суверенитет и прочая, а с другой стороны, существует группа отщепенцев — крымские татары, которые вечно бузят и не хотят жить в «счастливом обществе», то через 15 лет выясняется, что и все общество так жить не желает и оно готово противостоять и спецназу, и «Беркуту», и ГАИ, и «Барсу», и другим силовым группировкам и криминалитету так, как в свое время противостояли им крымские татары. Когда в 1995 году крымские татары подняли невооруженное восстание против диктата организованных преступных группировок в Крыму, то именно украинское государство через свои МВД и СБУ ввело войска для того, чтобы держать под контролем протесты крымских татар, чтобы использовать вооруженную силу против мирного народа. Более того, несколько крымских татар были убиты тогда именно украинской милицией при стрельбе в безоружных людей, одного человека взял в заложники украинский ОМОН. Впоследствии украинская прокуратура преследовала некоторых участников этих событий со стороны крымских татар, а украинские суды по украинским законам приговорили их к лишению свободы. А сейчас выясняется, что еще в 1995 году крымские татары в массе своей восстали против того же, против чего сейчас восстала вся украинская нация.
УКРАИНА И КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ
— Какие причины, по-вашему, в том, что национал-демократы разных народов иногда не могут найти общего языка и действовать совместно?
— Крымские татары долгое время были в одиночестве, потому что даже украинские национал- демократы в парламенте и в разных общественных организациях очень часто воспринимали с раздражением поведение крымских татар. Дескать, у нас есть молодая независимая держава, а вы своими акциями протеста портите ей репутацию. Нет бы перетерпеть, может быть, когда-нибудь примут какой-нибудь закон, что-нибудь поправят в будущем, по мере укрепления этого государства. И вот теперь, наконец, вся ситуация в целом и по всей стране пришла к тому, что и национал-демократы, и либеральные центристы, и часть левых поняли, что государство, его чиновничий аппарат в таком виде терпеть нельзя и нельзя оставлять власть в прежнем виде. Если представители власти не уважают свои законы и не собираются их выполнять, коррумпированы и используют свое официальное положение как ширму для произвола, то с таким государством приходится бороться не петициями, не просто голосованием в Верховной Раде, не апелляциями к Президенту, а только выходя на улицы и отстаивая свои права явочным путем.
— Были ли предпосылки к тому, чтобы госаппарат превратился в чиновничью бюрократию, не соблюдающую законы?
— Конечно. Я думаю, что невнимание к крымскотатарским проблемам, которое было характерно в том числе и для украинской демократии в течение 15 лет, прежде всего создало предпосылки для такого последовательно антиконституционного, направленного против независимости Украины, против ее суверенитета, поведения шовинистических сил в Крыму. Ведь эта шовинистическая проимперская сепаратистская волна возникала на полуострове многократно. Первый раз — накануне провозглашения независимости Украины, когда были попытки сделать Крым 16-й союзной республикой. Так было во время президентства Мешкова, когда Крым должен был вот-вот отсоединиться и те же самые «казаки», которые сейчас выступают против восставшего украинского народа, патрулировали тогда Верховную Раду Крыма и готовы были взяться за оружие на стороне Крыма в случае военных столкновений с органами правопорядка государства Украина. И дело в том, что не только украинская реакция, но и часть украинской демократии все время заигрывала с этими шовинистами. Это они утвердили итоги референдума и создали крымскую автономию по территориальному признаку, а позже утвердили нынешнюю Конституцию АРК, приняли Закон о выборах в Верховную Раду АРК, заведомо лишающий крымскотатарский народ возможности иметь хотя бы пропорциональное в ней представительство. И можно было бы перечислить множество других фактов.
Все наши предложения, основанные на международном праве, на действующих международных договорах Украины, обязательных для нее, так и не были поддержаны. Вот и получили в результате то, что неизбежно должны были получить. При малейшем шансе те же самые люди, которые работали на отделение Крыма от Украины до развала СССР, получили места в Верховной Раде, Совмине и других органах власти АРК, сейчас открыто участвуют в проекте отделения от Украины не только Крыма, а всей юго-восточной части страны. К этому рано или поздно все должно было прийти, потому что украинское руководство, и даже те политические силы, для которых мы являемся последовательным союзником, слишком высокомерно и недальновидно вели себя по отношению к крымским татарам.
— Насколько реальным вы считаете проект раздела Украины?
— Крымскотатарский народ твердо поддерживает территориальную целостность, суверенитет Украины, ее юрисдикцию над Крымом. Но тут надо понимать, что если же крымских татар будут и дальше рассматривать как одно из нацменьшинств Украины, а Крым как территорию, населенную разными национальными меньшинствами, среди которых украинцы сами составляют меньшинство, тогда в юридическом смысле, действительно, приоритет в решении тех или иных политических вопросов принадлежит в Крыму большинству. И тогда один путь — провести крымский референдум и вы сами понимаете, как большинство на нем проголосует. Именно на эту особенность украинской политики и опираются сепаратисты в Крыму. Они делали это раньше, они делают это открыто и сейчас, ничего не изменилось, но при этом украинское государство всячески их поощряло, урезая и ограничивая возможности крымских татар защищать как свои собственные права и законные интересы, так и территориальную целостность и суверенитет Украины правовыми способами. Мы сейчас, как, впрочем, и раньше, можем выступать в поддержку Украины только уличными акциями и публичными обращениями, так как отстранены от реального влияния на рычаги региональной власти в Крыму. И это — только благодаря совершенно безрассудной позиции украинского государства, включая украинский парламент, все эти годы.
ВЛАСТЬ И САМООРГАНИЗАЦИЯ НАРОДА
— События ноября-декабря 2004 года расставили новые акценты в правовой системе Украины?
— Смотрите, какая показательная параллель. Сколько раз шовинистически настроенные политики Крыма, в том числе занимающие посты в разных органах власти, и некоторые государственные деятели Украины объявляли курултай и меджлис крымскотатарского народа незаконными, требовали «регистрации в законном порядке». При этом сами они представляли себя воплощением «законности». Получается, что организации, откровенно проповедующие отделение Крыма от Украины или — еще хуже — раскол всей страны и, фактически, ликвидацию украинского государства, «легитимны», а система национального самоуправления крымских татар — «нет». Теперь мы видим, что в условиях, когда государство не выражает и не защищает интересов какого-либо народа, он быстро находит собственные формы самоорганизации, представительства и защиты своих интересов. У украинцев и, шире, у всех, кто поддерживает демократию в Украине, сейчас появилась система комитетов национального спасения. Регистрирует ли их Министерство юстиции, да и вообще, нуждаются ли они в такой регистрации?!
Разница в том, что украинские комитеты национального спасения самоликвидируются после того, как народ наведет порядок в своем государстве и сможет реализовывать свою власть через нормальные регулярные государственные органы, держа их под контролем и обновляя. Крымскотатарский народ после депортации перманентно находится в ситуации чрезвычайной, когда никакое государство, будь это СССР, УССР, и чиновничий госаппарат нынешней Украины не выражает, не представляет и не защищает его законные интересы, не обеспечивает его естественные права. Поэтому меджлис и вся система органов национального самоуправления не нуждаются ни в официальном согласии на свое существование со стороны такого государства, ни в попытках приравнять его к многочисленным общественным организациям или партиям. Это ни то и ни другое. Меджлис — это тот же Комитет национального спасения крымскотатарского народа, который будет существовать и действовать до тех пор, пока не будет найден политико-правовой компромисс, в результате которого его законные интересы и права будут представлены и защищены через нормальные государственные органы Украины и Крыма как ее части.
РАЗНОГЛАСИЯ И ПРАВО
— Как вы оцениваете перспективы демократического движения в Украине?
— Я полагаю, что украинское общество и государство , проходя этот мучительный процесс выздоровления, придет не только к становлению сознательной и консолидированной политической нации в Украине , но и к построению действительно демократичного государства, сделает выводы не только в отношении центральных властных структур, но решит и проблему крымскотатарского народа как самостоятельного и равноправного субъекта в отношениях с украинским государством. Крымские татары — такая же нация, как и украинская, только малочисленнее. Это отнюдь не делает нас менее стойкими в борьбе, менее целеустремленными и менее способными к самоорганизации, чем любая европейская нация, включая украинскую. Наша малочисленность также не говорит о том, что у нашего народа меньше прав, чем у других народов. Очень надеюсь, что наши союзнические отношения с украинской демократией наполнятся новым содержанием при любом исходе событий, и полагаю, что органическим интересам крымскотатарской нации соответствует сейчас всемерная поддержка украинской нации и других демократических сил, включая русские, в Украине с тем, чтобы добиться превращения государства в действительно демократическое, правовое. Взаимоотношения же между разными политическими силами или национальными интересами, какими бы они ни были противоречивыми, могли бы регулироваться на основе взаимного уважения и признания законности этих интересов. Споры и разногласия могли бы разрешаться правовым путем, а не методами силового давления большинства на меньшинство, когда использование криминальных методов в политике, включая запугивание, прямое насилие, различного рода посягательства на жизнь, здоровье и честь людей, были бы невозможны. Я говорю сегодня больше о крымских татарах, но хотел бы обратиться и к русским, проживающим в Крыму и вообще в Украине.
УКРАИНА И РУССКИЕ В УКРАИНЕ
— В Украине всегда превалировали дружеские чувства по отношению к России. Сохранятся ли они сейчас?
— Если задуматься, почему значительное число людей в Украине так настроено, то становится ясным, что это не просто родственные, личные, культурные и экономические отношения, которые связывают их со своей исторической Родиной или бывшим старшим партнером. Это в большей мере также страх за свое будущее, в котором им кажется, что европейский или шире — западный выбор Украины оторвет их навсегда от России. Это заблуждение. Именно европейский выбор Украины и развитие ее по этому пути ведет нас в сообщество, в котором очень легко люди переезжают из страны в страну, где нет расово-этнических барьеров, где твой родственник, личный друг или деловой партнер может жить за тысячи километров, но ты можешь общаться с ним тогда и столько, когда и сколько пожелаешь. Потому что высокий уровень жизни, развития транспорта и коммуникаций, отсутствие юридических и политических препон для передвижения по европейскому пространству, отсутствие всяких принудительных драконовских регистраций, широко практикующихся сейчас в России, снимают все эти набившие всем нам оскомину проблемы, присущие бывшему СССР и СНГ. В нынешней России по разным причинам нет того экономического подъема и роста, который бы обеспечил достойную жизнь даже для миллионов своих собственных граждан. Что же говорить, если Россия вынуждена будет взять на себя еще и социальное обеспечение населения Украины? Именно граждане будущей демократической, а не тоталитарной, экономически сильной и процветающей Украины смогут ездить в Россию или приглашать к себе оттуда гостей, вести на равных бизнес с российскими партнерами, заботиться о поддержании и развитии своей национальной культуры и языка, включая и русский.
Много ли россиян из Франции, США, Канады, Италии, Чехии, Великобритании и других западных стран, оказавшихся там из-за преследований со стороны большевистской власти, сейчас вернулись в Россию, хотя имеют такую возможность и материально, и юридически? Да, они вспоминают с удовольствием свои семейные предания, поддерживают русские клубы, рестораны, музеи, очаги культуры, стараются оказывать благотворительную помощь бывшим соотечественникам, выступают за развитие добрых отношений нынешних своих государств с Россией. Но хотят ли они жить в нынешней России? Практически — никто.
Хочет ли кто-либо из них получить российское гражданство, чтобы их дети участвовали в бесконечных российских войнах, а за какое-нибудь неосмотрительное высказывание в адрес российской власти можно было бы подвергнуться розыску и преследованию российских органов государственной безопасности? Требует ли кто-то из них введения русского языка государственным в своем регионе? Нет, они не враги тому государству, в котором живут и которое обеспечивает их всей полнотой гражданских прав. Именно вхождение Украины в европейскую политическую систему обяжет Украинское государство выполнять европейские нормы в отношении языков, находящихся в меньшинстве на ее территории, включая и русский. И если в Голландии, Германии или Дании, например, обеспечивают полноценное функционирование языков, у которых всего 20 — 30 тысяч носителей, то и Украина должна будет официально и гарантированно обеспечить функционирование русского и иных национальных языков там, где живут люди, которым они родные.
Угнетения русских в Украине нет и, уверен, не будет . Вхождение Украины в общеевропейскую систему — по сути, неожиданный и счастливый шанс для русской общины Украины. Ведь, судя по всему, у России при ее политическом поведении как во внутренней политике, так и на международной арене в ближайшее время такого шанса не будет. Держаться за досоветское и постсоветское прошлое неразумно — мир меняется, и у всех нас появляется возможность помочь ему стать лучше…
Выпуск газеты №:
№224, (2004)Section
Подробности