Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В ожидании телеренессанса

Нужны ли детям отечественные телегерои?
14 октября, 19:12
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Ни на минуту не прекращается работа сотен отечественных телеканалов. Телеэфир заполнен. Другой вопрос — чем?

Существует некий стандартный набор программ, которыми заполняется эфир как общенациональных, так и региональных телеканалов. Это информационные, спортивные, авторские телепрограммы, ток-шоу, рекламные тележурналы, бесчисленные телемагазины и т.п. Естественно, и фильмы. А поскольку родиной телесериалов и телефильмов — за редким исключением — Украина все еще не стала, то в этом секторе практически безраздельно воцарились россияне. И если пару лет назад еще можно было спорить о том, кто более изобретателен в привлечении российского телепродукта в украинский эфир — региональные или общенациональные телеканалы, то сейчас уверенно можно констатировать — многие украинские региональные телеканалы, за исключением, разве что, областных государственных телерадиокомпаний, стали полноценными сетевыми партнерами российских электронных СМИ с очень небольшим процентом собственного вещания. И в этом структура вещания украинского регионального телевидения практически идентична российскому региональному вещанию. Там маломощные регионалы также накрепко привязаны сетевым графиком вещания к крупным общенациональным телекомпаниям.

В одном из писем моего знаменитого земляка Алексея Кирилловича Алчевского есть такие слова: «Я живу на этой земле. И поэтому обязан ее любить». Мне близка эта позиция. И именно она позволяет разглядеть в аргументах о сегодняшних выгодах и мировых интеграционных тенденциях, грядущую трагедию украинского телевидения. А если учесть, что вне зависимости от того, что есть телевидение — бизнес, искусство или и то и другое вместе — оно было и останется синтезом идеологического, художественного, технологического начал и соответствующих им мощных инструментов воздействия, — последствия вышеупомянутой трагедии не останутся незаметными и не могут быть легко преодолимыми.

Первые симптомы неблагополучия проявились в, казалось, безобидном негласном соревновании телеканалов, целью которого было создание лучшей программы про погоду. Лучшие силы были брошены на изобретение технологических новинок и поиск ведущих. Конечно, были очевидные удачи и открытия. Но парад технологических откровений в программах про погоду стал миной замедленного действия в украинском ТВ. Вовсе не потому, что это были его первые успешные коммерческие шаги. Опасность таилась в ином: оказалось, что между коммерческим результатом и вложенными в продукт интеллектуальными, творческими усилиями и средствами не существует прямой зависимости. Программа может быть до безобразия банальной и иметь коммерческий успех. Если так, то зачем напрягаться, придумывать, искать способы удовлетворения потребностей капризной телеаудитории?

Очень быстро, не сговариваясь, телеканалы произвели ревизию своего программного имущества и повыбрасывали оттуда все ненужное. Жертвами стали, в первую очередь, детские, познавательные, авторские телепрограммы. Причины «зачистки» были более прозаичными — выжить бы. Но образовавшиеся пустоты надо было заполнять. Поэтому в сетки вещания быстренько напихали все то, что дешево, но лучше доступно.

Телевещание не остановилось. А вот отечественное телепроизводство замерло в тревожном ожидании и нехороших предчувствиях.

В украинском телерадиопространстве появились отчетливые признаки цикличности: от выборов к выборам. В промежутках наступала неизбежная полоса томительного творческого брожения: где бы что-нибудь заработать. По той же причине в рядах отечественных производителей телепрограмм творческая мысль била ключом. Лопатой можно было грести классные идеи и проекты. Но телеканалы строго охраняли завоеванную в эфире территорию и пришлых невзлюбили. Аскетический минимум в виде информационных, рекламных телепрограмм и прогнозов погоды каналы освоили самостоятельно, а распылять нечеловеческим трудом заработанное смысла не было.

Аскетизм производителей телепрограмм стал еще более жертвенным: жизнь научила их заниматься благотворительностью. Не ожидая от каналов никакой компенсации за произведенную продукцию, производители, наивно полагая, что вещатель все равно не обойдется без их любимых зрителями программ, просил только об одном: дать возможность в приличное время сказать «спасибо» тем, кто помог. Каналы заподозрили неладное в посягательствах на их рекламную территорию. Но вынуждены были слегка отступить: забота о рейтинге вносила поправки в перечень источников дохода.

Одним из них стал... отечественный производитель телепрограмм. Отныне за право показа своих программ он должен был платить вещателю. Не может быть! Ведь во всем мире программы покупают. И стоят они недешево. Но мы разве только этим непохожи на остальных?

Замешательство в рядах производителей быстро затихло: почти все увлеченно занялись медициной, кулинарией и автомобилями. Детские и познавательные программы из поля зрения исчезли совсем и общую благостную картину уже не нарушали.

Американцы и европейцы при всей их расчетливости уже давно поняли, что экономить на том, что предназначено детям, — дурной тон. Тем более, если речь идет о вещах, которые влияют на психику, сознание ребенка, формируют его как личность. Поэтому мощной теле- и киноиндустрии, которая денно и нощно трудится, не жалея средств, доверено ответственное дело государственной важности: они готовят юное поколение к тому, чтобы стать гражданами своей страны, здоровыми и сильными, находчивыми и оптимистичными. Любящими свое отечество.

А как у нас?

Один из гостей программы Первого национального телеканала «Четвертая власть» как-то успокоил телезрителей: не нужны нашим детям отечественные телегерои и телепрограммы. Дети и так вырастут. С этим не спорю. А вот как быть с тем, что душу каждого ребенка неминуемо посещает жгучее, как первая любовь, желание иметь друга. Гениальность Астрид Линдгрен не в том, что она придумала Карлсона, а в том, что она показала, зачем детям нужен Карлсон. Причем каждому — свой. Ее Малыш не имеет имени. Он просто Малыш. И у него все есть, в том числе, и замечательная мама. Но вряд ли кто усомнился в том, что больше всего на свете после мамы Малышу нужен Карлсон.

Это очень хорошо понимают и чувствуют американцы, европейцы и японцы. Более того, они здорово используют эту потребность ребенка для того, чтобы помочь ему научиться любить свою страну, познавать мир и убедиться в его невраждебности. Именно так, исподволь и незаметно формируется множество полезных в жизни качеств, которые непременно пригодятся маленькому гражданину в его взрослой жизни. Конечно, при этом никто не забывает делать свой бизнес.

Быть может, прав гость «Четвертой власти »: зачем делать свое, если можно воспользоваться тем, что есть? Не надо ломать голову, как и чем заполнять эфир, тратить нелишние деньги. Ведь обо всем уже позаботились. Ну и что, что не мы сами?

Не следует забывать, что культура агрессивна. Степень агрессивности кино- и телеиндустрии многократно выше. Вожди мирового пролетариата не заблуждались, считая важнейшим из всех искусств — кино. Они еще не знали телевидения!

Агрессия — это нападение. Она может быть разной, в том числе и культурной. Но во всех случаях это будет сила. Могут ли противостоять ей хрупкие и трепетные ростки украинского национального самосознания? А детская психика и воображение?

Но главное — нападение в условиях неподготовленного к нему сознания, мы организовали сами. Сначала украинские телеканалы импортировали фильмы и отдельные телепрограммы. Объем импорта постепенно увеличивался и незаметно счет стал идти на другие единицы измерения: нынче входит в моду импорт каналами.

Ну и что, скажете вы, все равно от них не отбиться: кабельное, спутниковое телевидение... Согласна. Но если рядом не будет своего, украинского с полным спектром отменного качества программ информационных, публицистических, детских, спортивных, развлекательных, познавательных... Конечно, место на географической карте со словом «Украина» останется. Хотя, кто знает...

Образованность или тонкий слой интеллекта нельзя уподобить осадку, легкорастворимому при взбалтывании. Есть основания подозревать, что сия «сила» — знания — проникает в человека на клеточном уровне, непременно затрагивая не только интеллект, но и психику. Выкорчевыванию или выветриванию поддается с трудом. А потому является питательной средой не только для размышлений.

И все же я надеюсь дожить до украинского телевизионного ренессанса. Смогли же мы отказаться от заграничных яств в соблазнительных упаковках. Причем сделали это единодушно и с немалой выгодой для себя и своей страны. Просто свое оказалось лучше, вкуснее, полезнее и доверия ему больше.

От редакции: Предлагаем нашим читателям высказать свое мнение по поводу того, как украинские телеканалы (в частности, региональные) могли бы совмещать коммерческие интересы с осуществлением «своей исторической миссии». Письма можно отправлять по адресу: 04212, Киев-212, ул. Маршала Тимошенко, 2Л, с пометкой «для отдела СМИ» или по электронной почте — media@day.kiev.ua

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать