Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

КОММЕНТАРИИ

15 октября, 00:00

Сюрпризы возможны, сенсации — нет

Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»:

Мораторий на оглашение данных социологических опросов за 15 дней до даты выборов создает дополнительную интригу в ходе избирательной кампании. Динамика рейтингов прячется от широкой публики, оставаясь утехой политтехнологов и узкого круга посвященных лиц. На самом деле рейтинговая война не прекращается, просто переходит в иную форму — войну прогнозов. Главный вопрос, который интересует всех: могут ли за две недели, оставшиеся до выборов, произойти существенные изменения в конфигурации избирательной кампании и в расстановке сил участников президентской гонки? Ответ на этот вопрос звучит просто: сюрпризы возможны, сенсации — нет. Может измениться динамика рейтингов отдельных участников, спад рейтинга может смениться его ростом и наоборот. «Качели рейтингов» начинают раскачиваться со все большей интенсивностью. Иногда изменения могут быть довольно большими, но не революционными. Если кандидат в начале октября имеет рейтинг около 5%, то на финише он, к примеру, может набрать 10—12% голосов, но практически исключена возможность его выхода во второй тур (если только не случится что-то с одним из фаворитов). Для кардинальных изменений в динамике рейтингов нет времени. Общественное сознание достаточно консервативно и инерционно. На президентских выборах 1999 года почти все ведущие социологические службы прогнозировали (по данным опросов, проведенных в начале октября), что Леонид Кучма наберет в первом туре от 35 до 42% голосов (в итоге действующий Президент набрал 36,5%). Существенных изменений в рейтинге Леонида Даниловича в последние три недели избирательной кампании не произошло.

А вот у его соперников изменения рейтингов были весьма существенными. Рейтинг П.Симоненко в начале октября 1999 г. составлял (по данным различных социологических служб) от 11% до 15% (на выборах он получил 22%), рейтинг А.Мороза социологи фиксировали на уровне от 5% до 8% (результат выборов — 11,3%), рейтинг Н.Витренко в начале октября 1999 г. — от 14% до 21% (в итоге ее результат — 11%).

Нечто подобное наблюдалось и на парламентских выборах 2002 года. По данным ведущих социологических служб, рейтинг «Нашей Украины» в начале марта 2002 г. составлял от 21% до 25% (на выборах 31 марта блок В.Ющенко получил 23,6%), КПУ имела рейтинг от 13% до 15% (результат на выборах — 20%), блок «За единую Украину» — от 4,5% до 8,5% (результат на выборах — 11,8%), БЮТ — от 3% до 4,6% (результат на выборах — 7,3%), СПУ — от 2% до 2,7% (результат на выборах — 6,9%), СДПУ(О) — от 6% до 8% (результат на выборах — 6,3%). Наконец, всем памятен провал на финише парламентской избирательной кампании «Женщин за будущее» (в начале марта их рейтинг фиксировался на уровне от 2% до 6%, еще раньше достигал 7—8%, а на выборах они получили только 2,15%) и Партии зеленых (в начале марта рейтинг ПЗУ составлял от 3% до 4,5%, а на выборах зеленые получили только 1,3%).

Так что сюрпризы возможны, но они скорее будут связаны с результатом «середняков» президентской гонки. Именно в их рейтингах могут произойти заметные колебания. Возможны сюрпризы и в электоральных показателях представителей оппозиции. В ходе опросов респонденты не всегда высказывают свои симпатии в адрес оппозиционных сил, поэтому на выборах результаты оппозиционных сил часто оказываются выше, чем фиксировали ранее социологические опросы. Социологи называют этот эффект «спиралью молчания». Главный источник электоральных подвижек на финише избирательной кампании — неопределившиеся и колеблющиеся избиратели. По данным социологических исследований, около 15% избирателей определяются в своем выборе либо в последние дни перед голосованием, либо на самом избирательном участке. Примерно у трети вроде бы определившихся избирателей симпатии к кандидатам не являются устойчивыми. На их поведение могут повлиять и резонансные события накануне первого тура, и особенности агитационного противостояния в последние дни перед выборами.

Но не будем забывать: 31 октября — это только промежуточный финиш избирательной гонки.

Все зависит от «фазы колебаний»

Валерий ХМЕЛЬКО, президент Киевского международного института социологии:

Как изменится ситуация за две недели, думаю, сегодня никто не возьмется прогнозировать. И в этом, собственно, особенность нынешних выборов. Ведь рейтинги кандидатов в президенты меняются волнообразно: то поднимаются, то, наоборот, спадают. К примеру, опубликованные в начале этой недели рейтинги фаворитов кампании показали рост рейтинга В. Януковича, тогда как уже в середине недели было зафиксировано незначительное снижение рейтинга премьера и, наоборот, определенное повышение рейтинга В. Ющенко.

То, как будут колебаться рейтинги лидеров гонки в последние две «предвыборные» недели, будет зависеть от действий в этот период со стороны обеих политических сил. Помнится, на заявления господина Януковича в середине сентября о повышении пенсий отреагировали преимущественно избиратели в возрасте от 50 лет. На другое заявление Януковича — о введении русского языка как второго государственного — повышением готовности поддержать кандидатуру премьер-министра отреагировала, в основном, русскоязычная ч асть населения. Но ведь эти процессы не очень надежны. Сегодня на людей влияют уже не заявления, прозвучавшие в середине сентября, а другие события, которые социологам уже сложно отследить. Об этом лучше расспросить политологов — каких политических шагов они ожидают со стороны основных кандидатов, что могло бы повлиять на готовность электората поддержать того или иного кандидата. Ведь политологи, в отличие от социологов, не отслеживают только общественное мнение. Они через общение с различными политическими силами имеют возможность, хотя бы на уровне интуиции, предсказать те или иные политические шаги, которые могут повлиять на рейтинги.

Говоря о рейтингах кандидатов по состоянию на сегодня, можем отметить, что наблюдается некоторый рост рейтинга В. Ющенко и некоторое снижение рейтинга В. Януковича. То есть, если раньше мы наблюдали расхождение рейтингов в пользу господина Януковича, то теперь рейтинги фаворитов президентской кампании снова сближаются. Что будет дальше? Спрогнозировать дальнейшее движение наверное — за пределами возможности моделирования социологическими методами процессов, происходящих в обществе сегодня. Можно только сказать, что ожидается дальнейшее колебание рейтингов. Но в какой фазе эти колебания встретятся 31 октября — будет понятно только после проведения экзит-пола.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать