Перейти к основному содержанию

Что принесет Азии передислокация войск США?

20 августа, 19:56

Запланированный вывод войск Соединенных Штатов, о котором президент Джордж Буш объявил на этой неделе, не обязательно нанесет вред миру и стабильности в Азии, в частности в Корее. Но ключевым условием для того, чтобы передислокация войск США прошла гладко, является проведение Америкой подробных консультаций со своими союзниками, чего до самого последнего момента не делалось.

Мнение Южной Кореи и Японии должно быть всерьез принято во внимание, если Соединенные Штаты хотят, чтобы этот вывод войск — теперь уже неизбежный — окончился успешно. И наоборот, одностороннее объявление о выводе войск — а затем одностороннее его осуществление — может повредить самой цели, ради которой остается в Азии часть войск США: обеспечению сдерживания, стабильности и нераспространения оружия массового уничтожения в Корее и в Азии.

План вывода дает бесчисленные поводы для беспокойства. В Японии тревожатся из-за того, что это сделает страну передовым командным постом Америки в Азии, возможно, в большей степени, чем это предусмотрено ее двусторонним договором о безопасности с США. Одним из результатов является то, что Китай нервничает по поводу последствий расширения американо-японского военного партнерства.

Но наиболее остро воздействие запланированного вывода американских войск ощущается в Южной Корее. В июне администрация Буша обнародовала свой план: к концу 2005 года вывести примерно 12500 из 37000 американских солдат, размещенных в Южной Корее. В их числе — 3600 военнослужащих из 2- й бригады 2-й пехотной дивизии, которые уже и без того зарезервированы для передислокации в Ирак.

Министерство обороны США оправдывает это изменение тем, что оно является составной частью так называемого «Пересмотра глобальной военной доктрины», который оно осуществляет с целью обеспечения большей гибкости и подвижности при направлении войск в те регионы, где их присутствие более необходимо. Но односторонний характер объявления о выводе и жесткие сроки реализации этого плана вызвали в Южной Корее и, возможно, в Японии, тревогу по поводу того, что жизненно важная роль американской армии в предотвращении очередной войны в Корее может оказаться под серьезной угрозой.

Жители Южной Кореи всерьез опасаются того, что этот план может ослабить сдерживание, поскольку Северная Корея, которая требует устранения американского военного присутствия, в то же время не желая отказаться от собственных ядерных амбиций, может сделать из этого вывод, что непримиримость приносит плоды. Действительно, не следует забывать, что численность армии Северной Кореи составляет 1,1 миллиона человек.

Более того, манера, в которой администрация Буша обнародовала свой план по выводу войск, подорвала доверие к американо-корейскому союзу. Одностороннее объявление плана Америкой придало новый импульс слухам о том, что вывод войск должен быть как-то связан с подъемом антиамериканских настроений в Южной Корее и особенно с нежеланием страны направить дополнительно 3600 своих солдат в Ирак и затягиванием с выполнением этого решения.

Администрация Буша пытается отбиться от этих обвинений, утверждая, что план не ослабит способность американских войск к сдерживанию, поскольку американское военное присутствие в лице более сильного военно-воздушного и военно-морского контингента останется в регионе. Более того, США планируют укрепление собственной армии Южной Кореи за счет поставки высокотехнологичного оборудования на сумму 11 миллиардов долларов в течение следующих пяти лет.

С военной точки зрения этот аргумент действительно логичен. Однако с политической и психологической стороны данный метод, не говоря уже о сроках вывода и том, как он осуществляется, поднимает много вопросов о жизнеспособности американо-корейского оборонного союза, потому что этот союз, как кажется, пущен сейчас на произвол судьбы, поскольку он лишен общей цели и каждая из сторон прикладывает мало усилий к его поддержанию.

И тем не менее администрация Буша настаивает: «США рассматривают Южную Корею как сильного и надежного союзника. Мы верны делу безопасности Южной Кореи, а также нашему союзу и партнерским отношениям с Сеулом». Если Вашингтон всерьез относится к этим словам, они должны превратить данное обязательство в долгосрочный и всеобъемлющий союз, который может пережить нынешний период отчуждения (и продолжать существовать даже после объединения Кореи), подписав совместную декларацию с Южной Кореей на высшем уровне.

Чтобы смягчить опасения и восстановить доверие к союзу, Соединенным Штатам и Южной Корее необходимо вновь заявить о своих общих интересах и ценностях: обеспечении сдерживания, нераспространения оружия массового уничтожения, а также демократии на Корейском полуострове и во всей Азии. Как только будет принято твердое решение о продолжении союзных отношений с учетом этих целей, ответственные государственные деятели получат возможность выработать руководящие принципы конкретного сотрудничества в области безопасности. Специальные переговоры по выводу американских войск из Кореи или о передислокации их из демилитаризованной зоны к югу от Сеула должны проводиться в соответствии с этими принципами.

При этом Америка должна относиться к Южной Корее как к полноправному партнеру, имеющему право голоса при принятии решений, затрагивающих интересы ее безопасности. Как союзник Америки на протяжении 51 года и как страна, занимающая в Восточной Азии третье место по экономическому развитию, Южная Корея имеет право на то, чтобы ее мнение полностью учитывалось при принятии таких решений.

Несмотря на антиамериканские настроения среди некоторых жителей Южной Кореи, большинство населения страны хочет, чтобы американская армия осталась в качестве стабилизирующей силы. Обеспечение мира и отсутствия ядерного оружия на Корейском полуострове, месте, где напрямую пересекаются интересы Китая, Японии, России и Америки — это одна из самых важных задач по обеспечению безопасности, существующая на планете. По этой причине Америка и Южная Корея должны вновь посмотреть на будущее со стратегической точки зрения.

Бьюнг-Хун АН — профессор международных отношений Национального института политических исследований Японии, член Государственной академии наук Южной Кореи.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать