Дежа вю
Способна ли Украина защитить свое имущество за границей?То, чего так боялись еще год назад, сбывается. Вчера стало известно об аресте еще одного украинского самолета за границей. Сценарии, по которым разворачивались события в прошлогоднем случае (Канада, 26 июня) и нынешнем (Бельгия, 18 августа), почти подобны. От чего появляется горькое ощущение дежа вю, которое, к сожалению, может вновь и вновь повториться.
Итак, и в Канаде, и в Бельгии задержаны украинские самолеты Ан-124-100 (более известный как «Руслан»). Оба они принадлежат Авиационному научно-техническому комплексу имени Антонова. Оба арестованы за долги перед кипрской компанией TMR Energy. Оба осуществляли перевозку в рамках операции НАТО в Афганистане. И это, очевидно, только продолжение ситуации, которая возникла как следствие решения Стокгольмского арбитража о задолженности Украины выше упомянутой энергетической компании более сорока миллионов долларов. Недавно, кстати, едва удалось решить конфликт вокруг размораживания счетов посольства Украины в Израиле. Их блокировка также произошла в связи с хозяйственным спором по требованию юристов кипрской компании.
Как быстро удастся освободить «Руслан», задержанный в Бельгии, сегодня никто не берется сказать. Украинский самолет в Канаде до сих пор остается под арестом, несмотря на многочисленные судебные слушания, которые состоялись в этой стране. Теперь ожидается, что судьба транспортного средства (стоимость которого оценивается в десятки миллионов долларов) может решиться осенью. Правительство Канады при этом неоднократно заявляло, что ни коим образом не может повлиять на рассмотрение дела в суде в связи с независимостью последнего. Не исключено, что аналогичное развитие событий ждет «Руслан» в случае с бельгийским арестом.
Вчера Министерство иностранных дел Украины сообщило, что прилагает все усилия для разрешения ситуации с арестом в Брюсселе украинского самолета. «Продолжается процесс согласования с авиационными властями Бельгии и АНТК им. Антонова вместе с заказчиком, который фрахтует самолет, авиационных процедур и документов, необходимых для дальнейшего выполнения контракта», — сообщил начальник пресс-службы МИД Маркиян Лубкивский. По его словам, для быстрейшего решения вопроса МИД использует все существующие дипломатические и юридические рычаги и возможности. Именно поэтому, сообщил господин Лубкивский, украинская компания- перевозчик находится в стадии ожидания завершения этих процедур и получения разрешения на вылет. На момент сдачи номера старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Роман Марченко сообщил «Українським новинам», что весь экипаж продолжает находится на борту самолета. Однако, по его словам, если не удастся освободить «Руслан» в течение нескольких дней, то экипаж, который ожидает разблокирования самолета, будет вынужден вернуться в Украину.
В том, что «Руслан» могут арестовать в Бельгии, особой новости нет. Еще в прошлом году было известно, что решения Стокгольмского арбитража признают, как минимум, в четырех странах — Бельгии, Франции, США и Канаде. Еще в июле опять таки прошлого года МИД Украины рекомендовал «воздержаться на данном этапе от полетов самолетов, которые находятся в госсобственности Украины», в упомянутые государства. Понятно, что побег от риска быть арестованным не лучший выход из ситуации. Однако, возможно, единственный, который мог обезопасить украинскую собственность от новых арестов. Самолеты как в Канаде, так и в Бельгии могут освободить только при трех условиях. Первое — если долг кипрской компании будет уплачен. Второе — решения стокгольмского Международного арбитражного суда наконец обжалуют. Третье — если юристы докажут неправомерность соответствующих органов других государств брать под арест государственное имущество Украины как гарантию уплаты долга. Возможен и четвертый вариант, однако он относится больше к фантастическим: Киеву удастся временно договориться об освобождении «Руслана» на основе, например, того, что один самолет уже находится под арестом по этому же, «кипрскому», делу. Пока что все эти сценарии можно отнести к разряду теоретических. Реально же имеем — два арестованных самолета и ни одного человека, который должен нести за это ответственность...
Выпуск газеты №:
№149, (2004)Section
День Планеты