Диктатура «картинки»

? СМОГЛИ ЛИ УКРАИНСКИЕ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКИ СДЕЛАТЬ ОЛИМПИАДУ В АФИНАХ ТЕЛЕВИЗИОННЫМ СОБЫТИЕМ?
Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ , режиссер:
— Я видел только небольшую часть того, что уже успели показать наши телеканалы — в частности, открытие Олимпиады, какие-то отдельные фрагменты соревнований. И самое главное, на мой взгляд, в Олимпийских играх — та энергия, которая исходит от этого события в целом, от этих молодых, красивых, сильных людей; ощущение того, что Олимпиада — общая радость для всего мира, и все дружно в этом участвуют. И я думаю, что даже самой плохой комментарий не испортит этого ощущения, не перешибет.
Юрий ПОКАЛЬЧУК , писатель:
— Мне кажется, что не смогли. Почему? Я бы сказал, что помимо недостатка профессионализма (как бы это ни банально звучало), проблема — в отсутствии внутреннего ощущения, я бы даже сказал, глубинного переживания за тот процесс, который ты отражаешь. То есть комментарии олимпийских трансляций выглядят слишком общими. Такие комментарии можно было бы давать выступлениям какой-то боливийской команды, а не твоих соотечественников. «Да-да, это наши спортсмены, мы за них переживаем, в целом все неплохо», — общая тональность комментариев, как у среднего футбольного комментатора. Именно среднего, потому что хороший футбольный комментатор показывает эмоции. А эмоций в наших репортажах об олимпийских соревнованиях как раз и не хватает. Взять, к примеру, то же открытие Олимпиады. Даже если украинская делегация вышла на олимпийскую арену 145-й, все равно можно было бы найти способ «подать» свою команду должным образом. А этого не было. То есть все как будто ничего, но полноценного праздника на телеэкране я не вижу. Сюжет есть, все звучит, но нет более яркого чувства, переживания за своих. Просто, как говорят, «не вставляет»...
Сергей ТРЫМБАЧ , кинокритик:
— У меня вообще сложилось такое, наверно, субъективное ощущение, что нынешняя Олимпиада не является слишком уж значимым событием — не только для украинцев, но и для всего мира. Почему? По замыслу Олимпиада — это событие, которое в большей степени все-таки связано с игровым, я бы сказал, вдохновением. А мир сейчас (вообще, в последнее время) — сверхпессимистичный. И Олимпиада в Афинах проходит на фоне всевозможных природных катаклизмов и непрекращающихся (к примеру, в том же Ираке) военных действий, что вообще противоречит природе Олимпийских игр. Поэтому и смотрим мы все на Олимпиаду, как мне кажется, «одним глазом». Но нет ощущения настоящего праздника, нет ощущения высокой Игры, какой, собственно, является Олимпиада. Поэтому я и не удивился, когда узнал о пустых трибунах на некоторых олимпийских соревнованиях, и что организаторы едва ли не за бесплатно призывают заполнять места. Когда человек контужен, ему не до симфонических оркестров. А человечество сейчас — в состоянии контузии, хочется надеяться — не слишком тяжелой. Хотя, конечно, Олимпиада при любых условиях — все-таки событие.
Что до того, как именно освещают олимпийские соревнования, то, мне кажется, проблема в том, что у нас вообще в спортивной журналистике, среди комментаторов практически нет звезд. Раньше те же любители футбола обязательно знали несколько имен спортивных комментаторов. А сейчас об этом и речи не идет; у этих ребят, которые комментируют спортивные соревнования, даже голоса одинаковые. Какие-то стертые голоса. Соответственно, доминирует картинка, а то, что под эту картинку говорили, в памяти вообще не остается. Я, правда, выделил бы комментатора боксерских поединков на «1+1», но имени, опять-таки, не припомню... А остальные... Я иногда попадаю в ситуацию, когда тебя расспрашивают журналисты, и хорошо знаю, что все-таки очень многое зависит от того, что тебя спрашивают и как спрашивают. При общении отдельных украинских тележурналистов со спортсменами появляется ощущение вымученности, ощущение, что журналист не подготовлен. Случается, человек задает три вопроса, но кажется, что продолжается все это в эфире часа полтора. Соответственно, и спортсмены отвечают неинтересно, они не открываются: ведь это же умение — раскрыть собеседника. А этого, по-моему, и близко нет. Короче говоря: картинка в целом меня удовлетворяет, а вот что касается комментариев, не запоминается ни одной фразы, ни одной интонации. Такое ощущение, как будто всех комментаторов выпустили из одного инкубатора, настолько они похожи. Чем это объяснить — не знаю, поскольку, если говорить, для сравнения, о тех же московских спортивных комментаторах, то и голоса отличаешь, и какие-то свои интонации у них есть.
Выпуск газеты №:
№148, (2004)Section
Медиа