Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Третья волна»

13 августа, 19:19

Именно так специалисты называют распространение по территории регионов Украины большого числа маленьких бродяжек, беспризорников и сирот, зарабатывающих на хлеб попрошайничеством и мелкими кражами. Подобные «волны» наблюдались по окончании Первой и Второй мировых войн, но тогда они были обусловлены историческими и социальными причинами.

В Донбассе одновременно со статистикой, фиксирующей число маленьких беспризорников, резко возросли и показатели детской преступности, вскрылось и другое: хроническая жестокость родителей по отношению к детям и резкий рост числа неблагополучных семей. Донецкий областной банк данных насчитывает 633 семьи, в которых дети испытывают жестокость и насилие. В этих семьях воспитываются 1125 детей, и только в течение 2003 года выявлено 130 случаев жестокого обращения с ними. Прямым следствием этой проблемы является другой факт: на сегодня в Донецкой области выявлено более двух тысяч маленьких бродяжек. Это несколько меньше, чем в прошлые годы, но о достижениях в этой сфере говорить пока рано...

По словам заместителя председателя Донецкой облгосадминистрации Виталия Лобаса, главной проблемой на сегодня являются по-настоящему губительные условия, которые сопровождают многих детей с самого рождения. Низкий материальный достаток родителей, семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, насилие со стороны взрослых, неоправданная жестокость, обострение конфликтов между родителями и детьми толкают ребенка на улицу. По статистике, около 1% от общего количества несовершеннолетних Донбасса воспитывается в неблагополучных семьях. А в городах Кировском, Красном Лимане, Новогродовке, Докучаевске, районах Донецкой области — Тельмановском, Старобешевском, Александровском этот показатель еще выше, что связано с их экономической ситуацией и обнищанием значительного количества семей.

Показатель в 1% невелик только на первый взгляд. На самом деле за ним кроются сотни и тысячи искалеченных детских судеб. Дети становятся «существами для битья», для срыва гнева родителей, их неудовлетворенности жизнью. Взрослые не воспринимают ребенка как полноценное живое существо. Он оказывается только помехой в их жизни, которую надо подавить.

В Донецком регионе эти явления сегодня пытаются преодолеть и изжить, работая на уровне областных программ. Так, например, в Донбассе реализуется программа социального сопровождения неблагополучных семей, предполагающая их выявление, реабилитацию и последующее сохранение семейных отношений. По последним данным, из неблагополучных семей было «освобождено» 496 детей, 778 родителей лишены родительских прав. Социальным сопровождением в области охвачено только 15% проблемных семей.

По мнению специалистов, эта проблема влечет за собой необратимые психологические и социальные последствия, которые дают зеленый свет широко распространяющейся детской преступности. Как сообщает криминальная милиция по делам несовершеннолетних Донецкой области, малолетними преступниками за последний год совершено 747 тяжких и особо тяжких преступлений, что на 23% больше, чем в прошлые годы. Причем за этими голыми фактами прослеживаются гораздо более страшные данные. Все правонарушения, среди которых преобладают кражи, имеют ярко выраженную насильственную окраску. Дети не останавливаются перед убийством или нанесением тяжких телесных повреждений. Вполне возможно, они таким образом мстят окружающим за свое детство.

В одну только рождественскую ночь в Донецкой области было совершено 7 разбойных нападений с применением оружия и с участием детей, в результате чего один человек погиб. При этом ни одна из краж не совершалась с какой-либо конкретной целью. Дети сегодня грабят «просто так», зачастую не имея конечной цели своих действий. И 10% сегодняшних осужденных несовершеннолетних, которые ранее уже имели судимость, снова и снова идут на преступления.

По мнению губернатора Донецкой области Анатолия Близнюка, в регионе необходимо создать комплексную систему мер по предупреждению детской безнадзорности, и начинать нужно с малого — с повышения осведомленности населения о возможных последствиях жестокого обращения с детьми. Также целесообразным будет и более четкое обучение детей, которым нужно рассказывать о возможностях защиты, давать номера телефонов специальных служб. До настоящего времени отсутствует законодательное определение неблагополучной семьи, не обозначены критерии профилактической работы с ней, нет мер предотвращения жестокости и насилия в семьях, а значит, невозможно в полной мере защитить детей.

Одной из возможностей работы с такими детьми становятся учреждения социальной защиты. В Донецкой области функционирует 14 приютов для несовершеннолетних, рассчитанных на 615 мест, и 6 центров социальной реабилитации. Год от года растет число детей, получивших помощь в таких учреждениях. Только в прошлом году их было более четырех тысяч. Причем из общего числа детей, находящихся в приютах, лишь 22% — сироты и лишенные родительской опеки, каждый пятый ребенок имеет семью, каждый второй — неполную семью, а 1,5 тыс. детей попали в приюты вследствие семейных неурядиц .

Впрочем, условия в приютах и школах пока не соответствуют каким-либо стандартам. Школы укомплектованы лишь на 31%, а в центрах, оказывающих социальную и психологическую помощь, работает только 59% необходимого персонала. Анатолий Близнюк предложил решение этой проблемы, согласно которому в регионе необходимо оставить лишь несколько полноценных служб, обладающих полным штатом сотрудников и обеспеченных всем необходимым, остальные же расформировать. А потом на базе вновь образованной сети создавать единую систему учета и борьбы с беспризорностью. Пока практика показывает, что даже в тех городах области, где проблема недоукомплектованности не стоит (это города Авдеевка, Славянск, Дзержинск, а также Першотравневый район), наполняемость школ все равно очень низкая — 60—70%. Дети просто не хотят туда идти, и это не случайно. Как отметил губернатор, постоянное перемещение одного ребенка в пределах нескольких заведений социальной реабилитации, связанное с его возрастом и другими особенностями, вызывает у него только озлобление: «В первый раз ребенка предает мать, когда рожает и бросает, — он потом это поймет. Второй раз — когда он полностью привыкает к Дому малютки, в котором воспитывается, в три года его передают в другой детский дом с другими условиями. Это тоже предательство, ведь еще неизвестно, как он это воспримет. А после семи лет его ждет третье потрясение — переход в интернат, где ему тоже будет несладко», — отметил губернатор. Будущее, по мнению А. Близнюка, сегодня не за традиционными детскими домами и интернатами, а за домами семейного типа. Такие дома уже созданы в Донецке, Красноармейске, Макеевке, Артемовске, Харцызске, но для области, в которой проживает более 14 тысяч детей-сирот, этого количества недостаточно.

Посему пока наиболее эффективной мерой предупреждения детской безнадзорности по-прежнему остается проведение специальных рейдов. Практика показала, что почти половина всех маленьких беспризорников выбирает территориями своего промысла объекты железнодорожного транспорта, пользуясь которым, активно мигрирует из региона в регион. Так, в 2002—2003 гг. в приютах других областей находились 544 ребенка из Донецкой области. Также в течение трех лет в области проводится всеукраинский рейд «Урок», в ходе которого выявляются дети, не приступившие к занятиям без уважительной причины. В 2003 году, по результатам этого рейда, на занятия возвращены 734 ребенка, оказана материальная помощь 7050 детям из малообеспеченных семей.

Другая мера — организация содержательного досуга детей, ведь, по статистике, 67% преступлений совершается детьми во внеурочное и вечернее время. Но главным вопросом в этой сфере сегодня остается декоммерциализация этих учебных заведений. Сегодня в Донецкой области работает 251 детско-юношеский клуб по месту жительства, 748 внешкольных учреждений, к занятиям в которых привлечено более 290 тыс. детей, что составляет только половину от всего детского населения Донетчины.

На сегодня в области решено создать при местных органах исполнительной власти специальные постоянно действующие рабочие группы, которые занимались бы координацией усилий в вопросах предупреждения насилия в семье. Кроме того, специальным решением совещания при главе Донецкой облгосадминистрации постановлено усилить контроль за сохранением жилищных и имущественных прав детей и установить персональную ответственность должностных лиц, на которых возложено решение этих вопросов. Потребности этой категории детей, а также затраты на их воспитание и реабилитацию будут заложены в местные бюджеты, где также будут предусмотрены возможности финансирования приемных семей.

Как бы там ни было, но основные симптомы бродяжнического «бума» пока налицо. Психологи утверждают, что в конечном итоге проблема может оказаться гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Из несчастных и брошенных детей вырастают жестокие взрослые. Жестокие взрослые рождают и воспитывают таких же детей. В итоге жестокость, неудовлетворенность жизнью и боль нарастают и образуют замкнутый круг...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать