Дилемма Тони Блэра
В Британии признают старые ошибки
Вчера в Лондоне был представлен доклад независимой комиссии во главе с лордом Робином Батлером, которая в течение пяти месяцев проводила расследование о том, какие именно данные были предоставлены спецслужбами о наличии у режима Саддама Хусейна оружия массового уничтожения и каким именно образом эти данные были использованы правительством Тони Блэра. Остается только догадываться, какую именно цель ставила перед собой комиссия лорда Батлера, однако можно со всей очевидностью утверждать, что последствия могут быть по меньшей мере интересными — с учетом того, что позиции самого Блэра и Лейбористской партии сейчас в Британии выглядят очень неуверенными, да и другие участники политического процесса в Объединенном Королевстве также далеки от четкой определенности. Вызванный обнародованием доклада резонанс может иметь значение, намного большее внутрибританского, поскольку речь идет о многих весьма уязвимых вещах, среди которых и выработка позиций НАТО и Европейского Союза в отношении дальнейшей международной «иракской» политики, и нахождение общих точек между «старой» и «новой» Европой и между ЕС в целом и Соединенными Штатами.
Доклад лорда Батлера построен на нескольких ключевых точках — критике самих данных о том, что Саддам располагает оружием массового уничтожения, которое он может развернуть за 45 минут, анализе источников поступления такой информации (в основном, американская электронная разведка и данные, полученные от иракских перебежчиков), критике способов предоставления этой информации членам парламента, министрам кабинета Блэра и общественности, а также правомерности расставленных акцентов.
По данным Би-Би-Си (расследования которой с самого начала вызвали целый ряд скандалов по «иракскому вопросу», наиболее известный из которых привел к гибели военного эксперта), часть разведывательных данных, составивших основу «иракского досье», отозвана накануне оглашения результатов работы комиссии. Это прямо указывает на нервозность ситуации и на то, что у правительства действительно есть что скрывать от общественности.
Пресса западноевропейских стран в один голос утверждает, что пресс-конференция лорда Батлера стала еще одним вызовом для премьер-министра Блэра, который встретился с очень неприятным явлением — катастрофической потерей общественной поддержки. Результаты опросов свидетельствуют о том, что у лейбористов немного шансов победить на сегодняшних досрочных выборах в парламент в Лесестере и Бирмингеме, причем в городах, где значительную часть жителей составляют выходцы из азиатских стран. Эти два города в британской прессе считаются в нынешних обстоятельствах ключевыми сами по себе, и что важнее, выборы рассматриваются как своеобразный плебисцит по вопросу доверия политике правительства лейбористов вообще и иракской политике — в частности. Упоминается также, что в сентябре прошлого года лейбористы уже потеряли место депутата от Лондона — выборы выиграл представитель либеральных демократов, которые откровенно выступали против иракской войны, и что лейбористы понесли ощутимые потери на местных выборах и выборах в Европейский парламент в июне.
Премьер-министр Блэр пытается держаться уверенно, и заявляет, что даже то, что по его же словам, оружие массового уничтожения в Ираке уже, возможно, никогда не будет найдено, вовсе не означает, что его позиция по иракской войне была неверной. В то же время аналогичные процессы в Соединенных Штатах, где уже признание отсутствия прямой связи между режимом Саддама и «Аль-Каидой» нанесло очередной удар по репутации президента Буша накануне президентских выборов, также подводят к тому, что рано или поздно будет признана необходимость, по крайней мере, смены акцентов. Американские аналитики утверждают, что в этом случае Тони Блэру не повезло больше всего, поскольку он полностью поддержал американскую политику, получив взамен исключительно проблемы — и президент Буш не пожелал, или не смог ему ничем помочь.
Обнародование результатов работы комиссии лорда Батлера вряд ли может привести к каким- то немедленным изменениям. В частности, ожидается, что руководство разведывательных служб наверняка не будет отправлено в отставку, а сам Блэр ограничится публичными выступлениями, в которых попытается разъяснить еще раз, почему Саддам представлял опасность (с этим, кстати, никогда не спорили представители, в частности Франции — наибольшие оппозиционеры американской и британской политике).
Лондон, который традиционно пытается играть роль «трансатлантического моста» между США и европейскими союзниками по НАТО, не может себе позволить и впредь твердо отстаивать позицию, которая уже привела к определенному разделению между странами-членами ЕС. У Тони Блэра есть выбор между мягким дрейфом навстречу представителями «старой Европы» и постепенным улучшением имиджа своего кабинета в глазах британцев, половина которых не склонна поддерживать нынешнюю иракскую политику, и продолжением предыдущего курса, который несет с собой риск проигрыша следующих выборов. В пользу Блэра пока что играет то, что консерваторы сегодня не имеют ни харизматичного лидера, ни идеи, которую бы поддержало большинство британского общества.
Выпуск газеты №:
№122, (2004)Section
День Планеты