Перейти к основному содержанию

Почему мы прыгаем с мостов

Экстремальные развлечения: «за» и «против»
16 июня, 00:00

Экстрим нынче в моде. Люди массово прыгают с парашютами и просто с мостов, каждый щекочет себе нервы в меру собственной распущенности. Особенно интересные «виды спорта» придумывают подростки. К примеру, недавно на территории Хмельницкой АЭС была задержана группа молодых людей в камуфляже, с раскрашенными лицами и предметами, похожими на оружие. Мелкими перебежками, прячась за имеющимися на местности укрытиями, трое юнцов направлялись в сторону Нетишина. Личному составу подразделения внутренних войск Нетишинского МВ УМВДУ удалось задержать шестерых подростков: троих юношей-«солдат» и их «боевых подруг». Один имел при себе деревянный макет автомата, а двое других — макеты карабинов со штыками. Все шестеро, как сообщают в пресс-группе СБУ в Хмельницкой области, — граждане Украины, жители города Нетишина в возрасте от 15 до 22 лет, ученики общеобразовательных школ, студенты средних специальных и высших учебных заведений. Для выяснения обстоятельств дела подростков доставили в милицию, где ребята объяснили, что направлялись через санитарно-защитную зону ХАЭС к лесу, где у них расположена палатка. Выехав на указанное место, оперативно-следственная группа действительно обнаружила палатку, в которой еще четверо подростков разрабатывали очередной план «разведывательной операции»...

Интерпретировать ситуацию можно по-разному. С одной стороны, по мнению заместителя директора Государственного института проблем семьи и молодежи Валерия Головенько, причина столь необычного развлечения заключается в том, что сегодня дети и подростки практически предоставлены сами себе. «В советские времена их досугом занимались различные организации, молодежь массово посещала кружки, секции, — вспоминает он. — Но даже тогда могло произойти нечто подобное. Ведь имитировать войну — традиционная привычка детей, а АЭС импонирует жанру игры, привлекает своей секретностью».

С другой стороны, очевидно, что 15—22-летние «солдаты» не могли не догадываться, что атомная станция — режимный объект. А значит, их «военные подвиги» непременно закончатся объяснениями с милицией.

По мнению психологов, тяга к экстриму может проявляться по разным причинам. Во-первых, такие развлечения привлекают людей с избытком физической силы, которым привычный жизненный уклад не позволяет полностью реализовать свой потенциал. Во-вторых, экстремальный образ жизни часто выбирают те, кто получил в детстве какую-либо психическую травму. Более ранимые, пережив серьезное нервное потрясение, вырабатывают защитную реакцию, становятся «непробиваемыми» для переживаний. И для того, чтобы ощутить себя на эмоциональной вершине, им необходима экстремальная ситуация.

Третью группу экстремалов составляют первопроходцы от природы, люди, рожденные совершать что-то чрезвычайное. Им приходится искусственно создавать ситуации, в которых они могут проявить себя, поскольку, по их мнению, нынешний жизненный уклад хорош только для тех, кто любит монотонность и предсказуемость.

Четвертую категорию, похоже, составляют подростки. По словам педагогического психолога Натальи Бастун, для них тяга к неизведанному и необычному — нормальная возрастная тенденция: «Человек растет, формируется, меняется, ему хочется казаться сильным, неуязвимым». К тому же, по ее словам, подобные развлечения всегда были в моде. Скажем, сто лет назад богатые люди ради адреналина могли достичь Северного полюса. Сейчас же — оттолкнуться от борта самолета и прыгнуть с парашютом. У кого на такие «аттракционы» не хватает денег, довольствуются «подручными средствами», например, «воюют» на АЭС.

«Подростком движет желание доказать окружающим, что он особенный, что он может сделать что-то такое, перед чем остановились бы другие, — говорит младший научный сотрудник Института социальной и политической психологии Татьяна Ларина. — Подростковый возраст связан с потребностью исследовать свои возможности и «границы». Кроме того, если речь идет о молодежной компании, может быть задействован групповой аспект — желание подростка не отличаться от своих друзей. Правда, если в этот период ребенок находился в неблагоприятной среде (проблемы в семье, в общении со сверстниками), экстремальные увлечения могут перейти в криминальные». По мнению Т. Лариной, Украине нужны организации, которые давали бы молодежи возможность реализовать свои потребности. Каждый подросток хочет быть рядом со взрослым, который бы его поддерживал, направлял. По ее мнению, эту функцию должны выполнять социальные педагоги. Правда, последних в Украине пока что маловато — эксперты утверждают, что потребность в социальных педагогах удовлетворена менее чем на 50%.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать