Сколько будет «единых кандидатов»?
Когда читаешь высказывания некоторых политиков о необходимости выдвижения единого кандидата, невольно возникает вопрос: насколько внимательно они читали Закон «О выборах президента Украины»? Проанализировав содержание некоторых статей этого закона, можно прийти к выводу, что «единых кандидатов» будет ровно столько (или больше), сколько политических партий и блоков собираются остаться на политической карте Украины после выборов 2006 года. Полагаю, что ни одна политическая сила, которая рассчитывает на реальное участие в политической жизни государства, в условиях, когда практически все СМИ освещают деятельность одного «единого», не сможет отказаться от тех возможностей в проведении предвыборной агитации, которые предоставляет Закон «О выборах президента Украины».
Прочитайте внимательно статьи 61, 62, 63 вышеупомянутого закона: 30 минут эфирного времени на общенациональном телеканале, 45 минут — на общенациональном радиоканале, 30 минут — на региональных телеканалах, 20 минут — на региональных радиоканалах, 60 минут — теледебаты на Первом национальном канале, и все это в самое лучшее эфирное время. Плюс публикация программы в центральных и местных печатных средствах массовой информации. Правда, за все это партия должна внести денежный залог, но если вспомнить избирательную кампанию 2002 года и те расценки на политическую рекламу во время избирательной кампании на центральных каналах, то даже та политическая сила, кандидат которой не преодолеет семипроцентный барьер, в накладе не останется. Тем более, что законом предусмотрено возвращение залога, если кандидат за 30 дней до выборов снимет свою кандидатуру (т.е. за 119 дней до выборов выдвинута кандидатура, почти три месяца идет «раскрутка» и агитация, а за 30 дней до выборов кандидатура снимается в пользу другого кандидата, и партия получает залог обратно).
А после этого попытайтесь сами ответить на вопрос: может ли политическая партия, реально претендующая на соответствующее положение в обществе, отказаться от такой уникальной возможности «раскрутить» себя и своего кандидата?
Это только одна сторона медали, но есть еще и другая, не менее важная. Как-то за последние годы избирателей Украины приучили к мысли: не важно, кто как голосует, важно, кто как считает. Согласно упомянутому закону, каждый кандидат на пост президента Украины имеет право на пропорциональную часть должностей председателя, заместителя председателя и секретаря территориальных и участковых избирательных комиссий. А поскольку территориальные избирательные комиссии создаются не позднее чем за 85 дней до дня выборов, а участковые — не позднее чем за 35 дней до дня выборов, нельзя исключать применения такой технологии, как выдвижение кандидата и внесение залога, раскрутка партии и кандидата, формирование избирательных комиссий, снятие кандидатуры и возвращение залога. Естественно, что состав комиссий никто изменять не будет, и «свои люди» в них останутся.
Мне трудно судить, сознательно или случайно законодатель оставил такие возможности в данном законе, но закон есть закон, он действует, и украинскому избирателю надо быть готовым к тому, что на начальном этапе выборов может быть более сотни «единых кандидатов».
Лично я не боюсь сотни кандидатов, главное, чтобы среди этой сотни был хотя бы один, которому можно было бы доверить судьбу страны, будущее своих детей и внуков. За такого кандидата я сам лично проголосую и других буду агитировать голосовать. А участие в первом туре голосования будет полезным всем украинским политикам: каждый из них и вся страна будут знать их реальный рейтинг.
Выпуск газеты №:
№96, (2004)Section
Почта «Дня»