Евгений МАРЧУК: Неопределенность блокирует социальные гарантии военнослужащим
Жилье, пенсии, зарплаты, сокращение армии. Именно на эти темы пришлось больше всего говорить Министру обороны Украины Евгению Марчуку в ходе вчерашней «горячей линии» в правительстве. Правда, в свете последнего голосования в парламенте по законопроекту о реформировании Вооруженных Сил Украины, до которого у депутатов наконец-то «дошли руки», но, по-видимому, еще «не дошло» осознание проблемы, министр многим дозвонившимся военнослужащим и членам их семей рекомендовал «при случае» спросить у депутата из их округа, голосовал ли он и политическая сила, которую он представляет, за этот документ.
Отвечая на звонки, Евгений Марчук еще раз описал сложную ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в украинской армии. В частности, что касается актуализировавшейся после трагедии под Мелитополем проблемы утилизации беприпасов. По его словам, сегодня в Украине из двух миллионов 447 тысяч тонн боеприпасов в немедленной утилизации нуждается 40 тысяч тонн, а через 2 года это будет уже 500 тысяч тонн. Эти боеприпасы нельзя расстреливать на учениях или подрывать, поскольку от них исходит слишком большая экологическая опасность, отметил министр, подчеркнув, что проблема боеприпасов и их утилизация — это проблема общенациональная. «Она общенациональная не только потому, что несет огромную опасность для окружающей среды, для людей, для общества в целом. Она общенациональная и по своим масштабам, поскольку ликвидация гигантского количества боеприпасов, которые хранятся в Украине, непосильна не только для Министерства обороны, но даже для двух министерств — Минпромполитики и Минобороны», — отметил Марчук. Кроме того, министр обороны подчеркнул, что все производственные возможности, которые на сегодня есть в Украине, могут обеспечить утилизацию максимум 50-ти тысяч тонн боеприпасов в год (в 2003 г. было утилизировано 35 тыс. т.). «Ситуация критична, если к ней подходить ординарным, обычным методом», — сказал Евгений Марчук. Отдельно он отметил, что в предыдущие годы происходила «дикая» утилизация боеприпасов, «когда главным образом забирались латунные гильзы и другие «выгодные» части боеприпасов, а «невыгодные», вроде гексогена, который практически не поддается утилизации, оставлялись на складах». «Из всех боеприпасов, которые сегодня нуждаются в утилизации, только 3% можно перенаправить на хозяйственные нужды. Утилизация остальной части боеприпасов будет в любом случае убыточна для государства», — подчеркнул министр обороны Украины.
Отвечая на вопрос о судьбе майора Бевза, которого называют виновным в мелитопольской трагедии, Е. Марчук заявил, что есть правила здравого смысла, неписаные правила, согласно которым нельзя спичку кидать там, где может что-то загореться. «Независимо от того, каким бы ни был беспорядок, каким бы ни было старым оборудование, есть вещи, за которые военный командир, даже рядовой военнослужащий отвечает не только по служебному долгу», — подчеркнул министр.
Он также сообщил, что в этом году Вооруженные Силы финансируются из бюджета «копейка в копейку». По его словам, на сегодняшний день, остались только долги по прошлым годам, которые составляют 614 миллионов гривен. «Структура бюджета Минобороны, которая выходит из инфраструктуры численности армии, делает этот бюджет вывернутым», — отметил министр. Также Евгений Марчук подчеркнул, что 92% всех средств идут на содержание Вооруженных Сил, а «те средства, которые, якобы, выделены на развитие и науку, задекларированы лишь формально». Министр обороны Украины отметил, что согласно детальному плану военной реформы, подтвержденному правительством, «если бы реформа проходила должным образом, то в следующем году в госбюджете освободилось бы 440 миллионов гривен, а еще через год — 640». Эти деньги, по его словам, можно было бы пустить на социальные компенсации военнослужащим.
Марчук заявил, что Министерство обороны будет ставить вопрос о том, «чтобы в бюджете следующего года было повышено финансирование ВС минимум на 50%». Отдельно он отметил, что голосование, которое прошло в ВР, заблокировало численность армии, а она напрямую связана с определением инфраструктуры. «Следующим законом после изменения закона о численности ВС должен был идти закон о социальных гарантиях военнослужащим, но поскольку эти два закона взаимосвязаны — заблокировав первый, депутаты заблокировали и второй», — сказал министр.
Выпуск газеты №:
№96, (2004)Section
День Украины