Фемида по-австралийски
Как в западных странах разрешают церковные конфликтыНедавно газета «День» получила письмо из Австралии, в котором рассказывается о последних новостях православной жизни на этом далеком континенте. Господин Владимир Ткачук, журналист, председатель Австралийской общины Друзей Национального Олимпийского комитета Украины, а главное — активный прихожанин, рассказал нам историю о том, как прихожане Св. Архистратига Михаила города Аделаиды отстояли право принадлежать к Церкви-Матери — к Киевскому патриархату в своей далекой Родине. Это также поучительная история о том, как в некоторых цивилизованных странах решаются церковные конфликты.
Желание принадлежать к Киевскому патриархату прихожане выразили еще в начале 90 х годов и держались его несмотря на все неурядицы православия в Украине. Кстати, именно наличие трех церквей и двух патриархов, а также неканоничность УАПЦ и УПЦ КП стала причиной раскола Австралийской УАПЦ.
Началось все с того, что в 1991 году Объединительный собор УАПЦ в Канберре вынес резолюцию: «Австралийско-Новозеландская епархия является неотъемлемой частью Святой Апостольской УАПЦ, объединенной в Киевский патриархат в Украине». На всех богослужениях во всех церквях поминался тогда Киевский патриарх Мстислав. Однако раскол православия в Украине вскоре повлек за собой раскол православных Австралии и Новой Зеландии. Часть верующих осталась верной Киевскому патриархату, а другая — приняла на диаспорном Соборе 1994 года постановление: «Признаем Киевского патриарха только тогда, когда в Украине будет одна православная церковь, независимая как от России, так и от Константинополя».
Получилось совсем по-другому. И не только потому, что ситуация в Украине не изменилась к лучшему. В 1995 году Православная иерархия США и Австралии под руководством архиепископа Антония, не согласовав свое решение с верующими, перешла под омофор Вселенского патриарха. Таким образом диаспорная церковь получила канонический статус, однако утратила возможность стать частью украинской Церкви-Матери даже в будущем. И это случилось в то время, пишет г-н Ткачук, когда «Украина обрела независимость и государственность, а Православная церковь — автокефалию». К тому же, многие прихожане Австралии считают, что договоренности 1995 года пошли на пользу УПЦ МП, то есть поддержали Московский патриархат. Г-н Ткачук обвиняет консисторию еще в том, что, принимая такое судьбоносное решение, иерархи УПЦ в диаспоре недостаточно информировали верующих, не отвечали на их обращения, не провели на церковных Соборах широкого обсуждения целесообразности присоединения к Вселенскому патриархату.
Наиболее активно выступил против решения руководства церкви приход Архистратига Михаила, отстаивая свои права принадлежать Киевскому патриархату. В адрес Консистории и правящего митрополита Константина были направлены протесты, а патриарху Филарету — формальные просьбы принять в состав УПЦ КП. В связи с таким неповиновением диаспорная Консистория Православной церкви в 2000 году обратилась — через истцов — в Верховный суд Южной Австралии и Новой Зеландии, обвинив приход в нарушении устава и незаконном переходе в УПЦ КП. Обращаем внимание украинского читателя на беспрецедентный для Украины факт — церковная организация жалобу на своих прихожан подала в светский суд.
Приход решил защищаться. Начался процесс, в ходе которого жалоба была признана несправедливой. В своем приговоре судья Вильямс сказал: «Судебный процесс не выявил никаких нарушений Приходского устава в деятельности Приходского совета. Все обвинения безосновательны. Суд отмечает также проявленное истцами неуважение к правам обвиненных». Кроме прочего, приходу Архистратига Михаила были возвращены — за счет истцов — почти все судебные издержки (130 тыс. австрийских долларов).
Судья Вильямс обратил внимание еще на то, что сегодня «слишком много православных церквей замешаны в судебных делах. Причиной чаще всего является старая европейская идея «исключения» из церкви «своих противников», что несвойственно «австралийскому этосу» и не соответствует принципам толерантности и демократии».
В марте 2004 года приход Архистратига Михаила в г. Аделаиде перешел «к своей родной украинской Церкви-Матери» — под юрисдикцию УПЦ КП с сохранением всех своих юридических прав. Мечты прихожан осуществились.
P.S. Редакция благодарна господину Владимиру Ткачуку за чрезвычайно интересную информацию, ведь в Украине церковные судебные дела такого рода — дело невиданное. Не известны даже попытки обвинить в суде, скажем, православную иерархию в расколе церкви (а сколько вреда это принесло обществу!) или обжаловать ее за незаконное (как не соответствующее канонам) предание анафеме или другим «прещениям» владык или священников. Суды церковные и гражданские у нас до сих пор разделяет, как в средневековье, пропасть.
Выпуск газеты №:
№72, (2004)Section
Общество