ВОПРОС «Дня»
Что нас объединяет?
Леонид ГРАЧ, председатель Всеукраинского объединения «Наследники Богдана Хмельницкого», народный депутат Украины:
— Украинская идентичность основана на осознании культурного единства, общего исторического прошлого, как отдаленного, так и недавнего. Именно этот принцип нужно использовать в процессе государственного строительства. Эта идея укоренена в нашем обществе, ее существование не зависит от политических режимов и от формы государственного устройства. Другое дело, что в разные исторические эпохи власть использовала эту идею, приспосабливая ее под господствующую идеологию. В царской России идея культурно-исторического единства использовалась для доказательства необходимости самодержавного правления. В советский период с помощью идеи культурно-исторической общности обосновывали неизбежность строительства социалистических отношений. Беда в том, что нынешняя власть не в состоянии адекватно использовать данную идею, а потому предпочитает ее игнорировать. Это приводит к нарушению целостности общественного сознания, духовному нигилизму, препятствует формированию у личности патриотического мировоззрения.
Именно поэтому главной угрозой для украинской идентичности представляется этнический национализм (и русский, и украинский, и крымскотатарский), делающий чрезмерный упор на различия и особенности и тем самым препятствующий формированию единой нации. Сознательное разрушение исторического и культурного единства, противопоставление одной части народа другой крайне опасны для целостности государства.
В то же время, помимо идеи гражданства, украинцев объединяет принадлежность к евразийской культурной общности. Тесное сотрудничество с другими евразийскими государствами, в первую очередь, родственными нам Беларусью, Казахстаном и Россией, откроет перед Украиной политические и экономические перспективы. А значит, позволит украинской политической нации избавиться от комплекса «жертвы исторических обстоятельств», осознать себя активным игроком на евразийском пространстве.
Владимир ПОЛОХАЛО, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины, шеф-редактор журнала «Політична думка»:
— Украинцев объединяют, скорее, социально-культурные факторы, чем этнические. Конечно, если сравнить Донецкий и Ивано-Франковский регионы, можно найти множество отличий, однако назвать это культурным расколом было бы большим преувеличением. Несмотря на имеющиеся региональные различия, нация формируется, и формируется на основе общего социально-культурного характера. Этому характеру, характеру среднего украинца, присущи следующие черты. Во-первых, недостаток гражданственности, то есть отсутствие качеств члена гражданского общества. Во-вторых, исключительное недоверие украинца к любым политикам и политическим идеям. Третья составляющая национального характера — углубление в свой собственный внутренний мир, абстрагирование от реальности, своеобразная форма пассивного протеста против враждебной окружающей среды. Четвертой чертой является удивительная способность к выживанию, еще одна форма пассивной защиты. Эти особенности имеют свою историческую подоплеку, но сегодня именно они препятствуют превращению современной украинской общности в гражданское общество. Несмотря на то, что внутри самого общества существует определенная национальная самодостаточность и тяга к демократическим принципам, процесс его трансформации происходит слишком медленно. Украинцам присущ некий комплекс неполноценности, не хватает коллективной национальной воли. Многое зависит от национальной, демократически настроенной элиты, осознающей свою ответственность за происходящие перемены.
Юрий ПАХОМОВ, директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, академик:
— Вопрос национальной идеи для Украины очень болезненный. Поиск и становление идентичности, в первую очередь, связаны с успехами страны. Экономические проблемы могут спровоцировать подъем национального сознания, но это происходит при условии, когда не падает дух, не падает мораль, не происходит деградация населения. Главную роль играет не сам экономический успех, а то, как страна воспринимает источник своих бедствий — как что-то, идущее изнутри, или же как поражение со стороны какой-либо мощной силы, заставляющее ее мобилизоваться. Украина относится к числу тех стран, в которых экономический спад сопровождался опережающей деградацией всех сторон жизни, в том числе и духовной. Вроде бы страна переживает рост, но этот рост не может компенсировать всеобщего падения нравственности и духовности, ощущения несправедливости, беззащитности человека. Эта полная беззащитность ощущается не как личная беззащитность, а как состояние страны. При этом национальная идея «Мы — европейцы» — далеко не самый удачный вариант для Украины, она слишком призрачна и нереальна. Украина — страна размытая, аморфная в своей идентичности. Ведь национальная идея — это не набор слов, это выражение состояния и замыслов нации. Даже не выраженная словами, она витает в воздухе. Это преемственность того лучшего, чем можно гордиться. Например, в России нынешняя власть строит национальную идею, опираясь на огромный пласт истории, основываясь на ценностях трех эпох. Это нынешние ценности, это лучшее из советских времен, и это древняя Русь, царская Русь. А Украина в этом отношении оказалась зависшей над пропастью. Она стесняется своего прошлого в составе Советского Союза, полностью отвергает русскую культуру. Хотя русская культура не враждебна нам, она подтягивала лучших людей Украины: Тарас Шевченко был обласкан в России. Есть основания учесть что-то из истории тех дней, похвалить, использовать. Вместо этого делается упор на казачество, а это довольно хлипкая опора. Страна расколота: если идею воспринимает Запад, ее не воспринимает Восток, и наоборот. Украинский националист хочет сохранить идентичность в узком, этническом сегменте. Это понятно, но это колоссальная ошибка. Враг выбран явно неудачный — братские народы на дороге не валяются. Нагнетание ситуации искусственно сдерживает русскоязычную массу от того, чтобы она почувствовала себя полноценной частью украинской нации. Когда русские будут считать, что это их страна, произойдет массовое сближение. Оба этноса захотят, чтобы страна была великой и благополучной. Единственный способ сделать культуру общей — это побудить русское население к союзничеству не путем вражды, а путем сотрудничества в украинизации.
Лариса НАГОРНАЯ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института политических и этнонациональных исследований НАН Украины:
— С проблемой сохранения своей национальной идентичности сегодня столкнулось большинство стран мира. В первую очередь это связано с процессами глобализации. То, что и украинский социум переживает сегодня острый кризис идентичности, видно невооруженным глазом. И именно это требует от украинской политической науки внимания и взвешенных рекомендаций по поводу его преодоления.
Этнически ориентированная национальная идея никогда не могла объединить Украину, потому что Украина очень поляризована, интересы разнонаправлены. При всем уважении к борцам за национально-этнические приоритеты, их позиция не кажется мне верной. В нынешней украинской ситуации, когда в обществе существует много линий конфликтности (языковая, религиозная, этническая, идеологическая и т.д.), по моему мнению, нужно строить политическую нацию, а не заниматься противопоставлениями. Украинская идентичность вовсе не требует того, чтобы ее чему-то противопоставляли. Она и так выросла в противопоставлении и потратила столько сил на борьбу, что пора уже опомниться и искать что-то объединяющее, а не кричать об «оккупантах», «еврейском засилье» и т.п. У нас и без того достаточно поляризованное общество, чтобы на этом «играть». Но, к сожалению, играют, поскольку пока что наши политические силы не освоили более эффективных и цивилизованных методов борьбы за электорат. Я думаю, что это болезнь роста и что рано или поздно все должно сбалансироваться. Конечно, всегда будут существовать региональные противоречия. И это не страшно. Просто нужно найти механизмы согласования интересов отдельных регионов, их учета на уровне государственной власти, в первую очередь, парламента как представительского органа. Украинцев как нацию могут объединить здравый смысл и совместный интерес. Например, преодоление бедности. Вряд ли эта задача вызовет у кого-то возражения. Кроме того, она вписывается в систему так называемых общечеловеческих ценностей, к становлению которых стремится весь мир.
Выпуск газеты №:
№71, (2004)Section
Подробности