Цена проблемного «акционера»: ровно год после реверса
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040421/471-5-1_0.jpg)
Один дипломат на днях рассказал о весьма характерном наблюдении. Если раньше символами нашей страны в Европе были Чернобыль и киевское «Динамо», то теперь, чтобы продемонстрировать украинцу уважение, европеец говорит: «Одесса—Броды». И дело, по-видимому, не только в том, что этот украинский проект одобрен Еврокомиссией. Очевидно, он понят и принят также и на уровне обычного сознания как символ и свидетельство желания нашей страны и ее людей интегрироваться в европейское сообщество. Но, похоже, европейцы в некоторых вопросах излишне доверчивы...
Сегодя в Киеве должно состояться собрание акционеров ОАО «Укртранснафта». Иными словами, это будет собрание одного акционера — главы НАК «Нефтегаз Украины» Юрия Бойко. И тут нет никаких нарушений: в уставный фонд руководимого им холдинга переданы все акции «Укртранснафты». (Случайно ли, что оно будет проходить ровно через год и два дня после того, как в Москве был подписан протокол о реверсе нефтепровода Одесса—Броды, — это уже другой вопрос). В повестке дня — кадровые решения, а также изменения в устав компании. Казалось бы, рутинная работа хозяйственных субъектов, проводимая под известной еще с советских времен рубрикой «углубить и улучшить»...
Между тем, «стопроцентному акционеру» предстоит принять решения, способные оказать реальное влияние на дальнейшую историю нашей страны и дать убедительный сигнал о том, действительно ли Украина собирается интегрироваться в Европу или же только имитирует движение в этом направлении. Более продвинутые в истории, теории и практике украинско-российских отношений европейцы могут ставить вопрос намного острее: а допустит ли Россия эту самую интеграцию? В действительности именно эти проблемы и будет решать на «своем» собрании единственный акционер «Укртранснафты» Юрий Бойко, очевидно, очень неравнодушный к российским интересам... украинский госслужащий.
Зная направление его мыслей, нашедшее наилучшее воплощение в упомянутом протоколе от 23 апреля прошлого года (самая характерная цитата: «ОАО «Укртранснафта» обеспечит проведение работ по реверсированию работы нефтепровода... на всем протяжении срока работы данного маршрута (не менее 21 года)»), можно бы предположить, что никаких особых кадровых решений и не предвидится. Разве что одного приверженца реверса на посту генерального директора заменят другим.
Но Бойко живет все же не на необитаемом нефтегазовом острове, а в суверенном государстве, где имеется правительство, которое время от времени принимает резонные решения, а также добивается их осуществления. Такое решение о направлении использования нефтепровода Одесса—Броды (после долгих дискуссий) было принято в феврале этого года. Но выполнить его при нынешнем уставе и руководящем звене «Укртранснафты» оказалось невозможно. Поскольку практически руководит этой организацией гендиректор Станислав Василенко — подписант, один из идеологов и, как получается, до сих пор еще исполнитель вышеупомянутого коллаборационистского протокола. С этим украинское правительство, поставившее своей целью запустить нефтепровод в прямом, то есть европейском направлении, мириться уже не может. Тем более, что в его портфеле — неразглашаемые пока проекты межправительственных договоренностей с Казахстаном и Азербайджаном о поставках каспийской нефти.
Поэтому не исключено, что Бойко будет вынужден проголосовать за следующие положительные кадрово-уставные изменения. В «Укртранснафте» может быть реанимирована должность председателя правления, и на нее со всеми вытекающими последствиями будет возвращен нынешний президент «Укртранснафты» Александр Тодийчук (действующий до сего дня устав ограничил его права главным образом переговорами с хозяйствующими субъектами других стран).
Но можно ли считать это победой сторонников аверса, то есть движения нефти в европейском направлении? Думается, торжествовать по этому поводу еще рано. Эффективный менеджер Бойко и его юристы настолько поднаторели в бюрократическом искусстве, что им ничего не стоит с помощью одной запятой интерпретировать правительственные решения с точностью до наоборот. Если правительство не уследит, то, скорее всего, так и будет. Во всяком случае, эксперты, с которыми беседовал «День», считают, что шансы на собрании акционеров распределяются в соотношении 50:50.
Не исключено, что «пятая колонна» пойдет по следующему пути. Во-первых, несколькими уставными штрихами будет нивелирована роль наблюдательного совета, которая очень хорошо проявилась в период «протокольного» противостояния. Во-вторых, в уставе может появиться основополагающая запись, обязывающая правление согласовывать все крупные шаги, в том числе международные соглашения, с акционером. Это позволит последнему сколько угодно тормозить все решения, обвиняя затем в провале проекта новое руководство компании. Более того, эксперты не исключают и еще более радикального подхода акционера. Под тем же девизом «углубить и улучшить» он может принять решение о ликвидации «Укртранснафты» вообще и о создании на ее базе двух своих дочерних предприятий — нефтепровода «Дружба» и Приднепровских магистральных нефтепроводов. В этом случае о нефтепроводе Одесса—Броды, а следовательно, о реальном украинском пути в Европу можно будет просто забыть.
А как реагирует на происходящее российская сторона протокола? Внешне все представляется таким образом: государство Россия в этот вопрос не вмешивается и принимает любое решение Украины. Но на практике и не поймешь, кто же чьи интересы отстаивает — государство российских нефтяных компаний или наоборот. Так или иначе, но только в середине апреля, то есть за неделю до собрания акционеров, стало известно, что российская «Транснефть» приостановила экспорт нефти через нефтетерминал «Пiвденний» и нефтеналивную эстакаду в Бродах. Этот факт явно используется для давления на украинскую сторону. Вот, мол, не захотели выполнять протокол, а теперь получите и пустую трубу, и пустой порт. Зловеще выглядит и перспектива для бюджета Украины. Но на самом деле это решение не имеет никакого отношения ни к дискуссии о реверсе/аверсе, ни к нынешним кадровым и уставным изменениям в «Укртранснафте», дебатируемым в правительственных кругах. Просто Россия запустила вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (годовой мощностью 42 млн. т), которая проектировалась и строилась не один год и с самого начала предназначалась для того, чтобы отказаться от транзита по территориям других государств. Это должно было случиться рано или поздно. Для этого и потребовались ресурсы нефти, которые еще в первом квартале направлялись по 52-километровому отрезку нефтепровода Одесса—Броды и в порту «Пiвденний» перегружались в танкеры. Но было бы еще хуже, если бы БТС подоспела после того, как Украина согласилась на реверс, предоставив таким образом свой нефтепровод в управление России. В этом случае, как считают эксперты, каспийская нефть никогда бы не пошла в Европу по украинскому нефтепроводу.
Итак, сегодня акционер, потерпевший два кадровых поражения подряд (он был «самым вероятным» кандидатом как на пост вице-премьера по ТЭК, так и на должность топливно-энергетического министра, но допустил ряд серьезных проблем в своем нынешнем хозяйстве, из которых едва ли не самая незначительная — дважды отменявшийся визит Президента в Туркменистан), сам намерен принять знаковые кадровые решения. Вполне вероятно, что на них очень сильно повлияют итоги вчерашнего голосования в парламенте по вопросу вступления Украины в ЕЭП... Но возможен и такой вариант, что, решая чью-то судьбу, «акционер» одновременно предопределит и свою. Ведь по всему видно, что его уже считают не только эффективным менеджером, но и человеком, создающим слишком много проблем...
Выпуск газеты №:
№71, (2004)Section
Экономика