Между портом и курортом
На последней сессии Верховная Рада Крыма поддержала предложение Atlantic Caspian Resources pls. (Великобритания) о создании морского транспортно-промышленного комплекса «Донузлав» по обслуживанию судов и грузов. Новый морской порт должен появиться на озере Донузлав, а весь комплекс, как предполагается, займет площадь более шести тысяч гектаров на землях Мирновского, Новоозерновского (Евпатория) поссоветов, Медведевского, Новоивановского, Окуневского (Черноморский район), Штормовского, Веселовского (Сакский район) сельсоветов.
Крымское правительство уже наметило меры по подготовке к реализации проекта. С целью координации действий по обеспечению комплексного социально-экономического развития Донузлавского региона создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты крымского парламента и представители правительства автономии. Ее возглавил председатель постоянной комиссии парламента по местному самоуправлению и административно-территориальным вопросам Владимир Клычников. Рабочей группе предстоит до 1 июня всесторонне изучить перспективы развития Донузлавского региона и подготовить проекты соответствующих нормативно-правовых актов. Министерству экономики АРК поручено до 25 апреля разработать мероприятия по комплексному развитию территории, прилегающей к Донузлаву.
Между тем утверждать, что наконец-то найден оптимальный вариант развития Донузлавской территории, пока рано. Минтранс Украины имеет намерения построить здесь за счет бюджетных средств государственный порт, который впоследствии будет передан гособъединению «Укрморпорт». В то же время крымские инициаторы транспортных перевозок собираются привлечь к строительству первого в Украине негосударственного порта частный капитал. В любом случае замысел состоит в том, чтобы сделать порт на Донузлаве вторым по мощности в Украине после Ильичевского. Однако эти планы не вызывают особого восторга у местных жителей, которые на сходах уже несколько раз протестовали против непродуманного промышленного освоения экологически чистой территории, претендующей на курортный статус. По их инициативе разрабатывается еще один проект строительства на Донузлаве: крымчане хотят тут видеть крупный международный порт для яхт. Специалисты не исключают и компромиссного варианта: на озере длиной 22 километра и шириной более трех километров, имеющем одну из наиболее глубоких гаваней в Украине и расположенном на пересечении транспортных потоков практически всего Черного моря, могут сосуществовать крупный торговый порт и яхтенная база.
Тем временем нынешнее состояние Донузлава не может не вызывать закономерного беспокойства. В течение десяти лет на озере не проводятся дноуглубительные работы, вследствие чего оно оказалось значительно заиленным. Сейчас глубина озера составляет восемь-девять метров, тогда как для прохождения грузовых судов необходимо от 15 до 21 метра. Кроме того, озеро Донузлав всегда славилось своими запасами песка: в 80-е годы двадцатого столетия здесь перерабатывали до 4,5 миллиона тонн песка в год. Нынче объемы уже не те и занимается добычей песка один Керченский морской порт...
Выпуск газеты №:
№58, (2004)Section
Экономика