Цветущая модель общества
Актер Андрей Вертелецкий — о любовном выращивании деревьев и мыслей![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040219/429-6-2_0.jpg)
Заслуженный артист Украины Андрей Вертелецкий, проживающий в Ужгороде, олицетворяет собой глубинное исконное единство Закарпатья и Украины. И, знаете, выглядит он совсем не театрально, когда берет в своем саду бандуру и поет о полтавском cоцком или закарпатскую «червену ружу трояку».
— Сад, — говорит артист, — для каждого закарпатца, словно его собственная воображаемая модель общества. Когда к каждому дереву, как и к человеку в государстве, найдешь свой подход — тогда оно займет свое место в саду. Например, кроны я формирую с помощью специальных «границ» — натянутых на опорах из ниток и проволоки, за которые ветки не должны «перелезать» — сад ухоженный и одновременно душевный. Живой подход, без излишнего применения новинок цивилизации, должен быть и к хищникам, которых как в саду, так и в обществе хватает. Например, я прогоняю кротов, надев металлическую банку из- под «Кока-колы» на металлический штырь, воткнутый в землю. Банка громко гремит от ветра. Кроты боятся шума — и исчезают с участка, если «шумовки» размещены более-менее густо. И в государстве с «кротами», подтачивающими нашу экономику, нужно бороться с помощью общественного «шума». А не отсиживаться, исповедуя принцип: «Моя хата с краю...»
— Если бы не сад, — продолжает он, — думаете, шла бы ко мне в душу песня? Нет, сад дает мне силу. Пусть и не чеховский вишневый, а закарпатский, что для местного человека является символом отдыха и вдохновения, любовного выращивания плодов и... мыслей.
Множество яблонь, груш, богатый урожай которых красноречиво говорит сам за себя. Характерные закарпатские сливы, из которых варят в больших черных казанах «духмяний леквар» (джем). А еще — кудрявые кусты черной смородины. В углу возле беседки — дедушка-орех. Там, как и в каждой закарпатской семье, собирается на торжественные события вся семья. Возле стола горит очаг и дымится традиционный бограч-гуляш (с венгерского «бограч» — казан, а «гуляш» — мясо) — обычная и древняя, пришедшая еще со времен кочевников, национальная венгерская пища. На высокогорной Тячивщине в подобной ситуации готовят токан — «многоэтажное» блюдо из кукурузной муки, брынзы, копченостей и фасоли. Это уже пищевое влияние Румынии. «Новые закарпатцы» заменяют часто все блюда универсальным шашлыком, но коренные жители, как Вертелецкий, предпочитают мясо по-цыгански — испеченную на огне свинину, телятину или свежую печенку. Пока семья с аппетитом кушает, хозяйка допекает пирог с яблоками, маком или орехами — символ окончательного объединения семьи. Своеобразным сигналом для завершения трапезы служат голубцы в капустном, виноградном или свекольном листе.
После сытного обеда все хвалят деревья, кусты, сорта винограда, вино из которых подают к столу, планируют, что еще посадить, а вместе с тем — кому что нужно сделать для «продвижения по жизни».
У Вертелецких глава семьи — бандурист, а к другим обязательно приходит музыкант (по- местному — гусляр, гудак). В промежутках между разговорами и едой все танцуют и радуются, что сад дает им надежду на будущее.
— Плохо, что сегодня у многих украинцев укоренился комплекс неполноценности, — отмечает на прощание Андрей Вертелецкий, — говорят, что мало получают за свою работу, что свой чудесный сад не мешало бы переместить в другую страну. Привыкли, словом, одним глазом косить на соседа... Но я рад только своему саду, не враждую с соседями и зову их охотно к себе. Поэтому у меня дела идут хорошо... Во время еды, за праздничным столом, никогда не говори о плохом, потому что даже замечательно приготовленная пища уничтожит твою печенку, и в семью придут болезни. Бессмысленным для тебя станет сад и все выращенные деревья.
Выпуск газеты №:
№29, (2004)Section
Общество