Перейти к основному содержанию

Призрак общества услуг

Каким должно быть соотношение индустриального и постиндустриального развития
17 февраля, 00:00

Почти 80% американского населения занято в сфере услуг, т.е. науке, образовании, здравоохранении, культуре, т.е. отраслях, которые обеспечивают всестороннее развитие человека. Приблизительно такие же показатели и у других передовых стран. В новом обществе на первое место выходит качественно новый производственный ресурс — информация и знание. А превращение их в главный производственный ресурс обусловило появление таких новых понятий как интеллектуальный продукт, интеллектуальный труд, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал.

Все это в корне меняет положение человека в обществе. Если в индустриальной экономике человеку противостоит огромная масса средств производства, то с появлением интеллектуального, человеческого капитала у человека органически сочетаются и его труд, и его капитал, т.е. знание и опыт. Ныне человечество вступило в такую стадию, когда именно развитие человека, подъем его материального, культурного и духовного уровня определяет развитие общества. Более того, для нового общества характерен подрыв рыночных отношений, в первую очередь, их основного закона — закона стоимости, эквивалентных отношений. Господство сферы услуг означает, что наиболее распространенным продуктом труда являются услуги, создаваемые, как правило, интеллектуальной, а часто творческой деятельностью. Расходы на них определить трудно, а то и просто невозможно. Следовательно, анализ основных черт новой экономики свидетельствует, что индустриальная и постиндустриальная экономики в корне отличаются и характеризуются противоположными чертами. Украина же ныне остается на индустриальной стадии, к тому же ее отбросил назад глубокий и долговременный кризис. Таким образом, в отношении нашей страны отличие между индустриальным и постиндустриальным развитием еще более глубокое. Это дает основания к неверию в возможность постиндустриальной трансформации украинской экономики. Кое-кто считает, что нужно сначала подготовить институционные, организационные и материально-технические предпосылки и только после этого начинать трансформацию постиндустриального типа.

Понятно, что такой процесс требует немало времени. Но было бы большим просчетом, если бы мы не видели, что в развитых странах и у нас также происходят серьезные изменения в действии закона стоимости. Интелектуализация труда, усиление значения и влияния творческого труда обусловливают ситуацию, когда цены на их продукты определяются уже не расходами труда, а полезностью продуктов. Возникает новая категория: стоимость, созданная знаниями. Она все больше доминирует в производстве (одежда, обувь, еда, автомобили, бытовая техника и т. п.), когда высокий уровень технического исполнения должен объединяться с дизайном. Мы все больше платим за качественную продукцию не столько пропорционально затратам на производство, сколько согласно имиджу фирмы, дизайнера, кутюрье, платим за торговую марку — брэнд, которые предоставляют лучшие услуги.

Чтобы перейти к господству сферы услуг (как одной из черт нового общества) нам нужно перевооружить экономику, добиться такого уровня производительности труда, чтобы приблизительно третья часть занятых обеспечивала уровень материального производства, который бы полностью удовлетворял потребности общества в материальных благах. Для этого нам нужно выйти на параметры экономики, которые уже стали нормой в развитых странах. В среднем в Евросоюзе на душу населения приходится $20 тысяч ВВП, а в отдельных странах даже вдвое больше, а в Украине — $865. Поэтому переход к постиндустриальной стадии в нашей стране — дело будущего. Но это вовсе не означает, что мы не можем широко использовать информацию, знания, интеллектуальный капитал и собственность как качественно новый производственный ресурс. Украина очень потеряла от того, что опоздала с научным, правовым обоснованием и практическим регулированием отношений интеллектуальной собственности. Следовательно, научное освоение целого ряда постиндустриальных процессов и максимальное их использование — это острая необходимость, без этого просто невозможно двигаться вперед.

Прорыв развитых стран на постиндустриальную стадию определил направление, пути и методы движения цивилизации. И остальные страны не могут идти вперед, игнорируя исторический императив, не используя направление, пути и методы движения цивилизации. Главная проблема заключается даже не в том, происходят постиндустриальные процессы или нет. Намного важнее: насколько активно и интенсивно мы используем их в практике ведения хозяйства. Руководители государства гордо заявляют, что Украина по количеству программистов занимает четвертое место в мире. А какой результат? К сожалению, мощный потенциал в значительной степени утрачен. Большое количество программистов эмигрировало. В Украине насчитывается приблизительно один миллион компьютеров, в то же время Польша и Россия имеют по 9 млн. компьютеров, т.е. в 9 раз больше. Низкий уровень компьютеризации обусловливает малое количество пользователей Интернета. Сейчас это один из главных показателей развития цивилизации. У нас их количество приблизительно 1,5—2%, а в Европе — 31%.

Пока у нас думают, можно ли нам не то что развивать, а даже мечтать о постиндустриальных процессах, Индия за последние 15—20 лет превратилась в одного из мировых лидеров производства такого интеллектуального продукта как программное обеспечение. Она экспортирует его более чем на $10 млрд. А ее студенты учились и на наших факультетах кибернетики. Получается для нас постиндустриальные процессы — это «иллюзия и романтизм», а для Индии — большое и благодатное пространство.

Мы же, не воспользовавшись мощным кибернетическим потенциалом, при больших потребностях в валюте сосредоточились на производстве металла. Именно он стал главным объектом экспорта и поступления валюты. Добыча руды и угля миллионами тонн, огромные перевозки железной дорогой, круглосуточная работа металлургических гигантов — все это большая и тяжелая работа народа. И насколько выигрышным могло быть сочетание мощного металлургического производства с развитием современных интеллектуальных технологий. К сожалению, не только в этом наши просчеты. Начиная с 1993 г. идет ликвидация книжных магазинов. Например, в Киеве в 1991 г. их было 95, а сейчас 11.

Непонимание или игнорирование закономерностей цивилизационного и в первую очередь постиндустриальных процессов может очень дорого стоить нашей стране. К ним следует повернуться лицом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать