Выбирать не «сердцем», а головой
Будущий президент Украины: общественные надежды и риски![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040212/424-4-1.jpg)
Ныне уже окончательно определилось, что 31 октября 2004 года состоятся прямые всенародные выборы нового президента Украины на полный пятилетний срок, т.е. до октября 2009 года. Это событие рассматривается и политической элитой, и широкими слоями населения с определенными надеждами и ожиданиями на существенные позитивные изменения в социально- экономической и общественно-политической сферах. Срабатывает укоренившийся в общественном сознании стереотип: новый глава государства сможет ввести более эффективные механизмы и инструменты разрешения неотложных общественных проблем. Большей частью считают, что новый «царь», безусловно, сохранит все приобретения сегодняшнего дня, но при этом будет более справедливым, более добрым и, вообще, лучшим. Вне поля зрения как общественности, так и, в значительной степени, экспертной общественности пока что остается вопрос в отношении возможных опасностей, связанных с неизбежной сменой высшего эшелона государственной власти.
Несмотря на всю противоречивость социально-экономического и общественно-политического развития Украины на протяжении последнего десятилетия, в государстве в общем сложилась система экономических отношений, к которой адаптировались основные субъекты экономической деятельности. Об этом свидетельствует то, что в Украине четвертый год подряд наблюдаются едва ли не высшие в Европе темпы экономического роста. Несмотря на все вполне очевидные недостатки и общую несбалансированность системы государственной власти, в Украине обеспечено выполнение основных функций и реализация задач современного государства. Благодаря этому в последние годы вовремя принимается и в общем выполняется государственный бюджет, осуществляется государственное регулирование ключевых отраслей экономики, обеспечивается определенный уровень защиты прав и свобод граждан, общественного правопорядка и социальной стабильности. Это никоим образом не уменьшает объективной целесообразности определенного корректирования государственного курса для более эффективного решения неотложных вопросов общественной жизни. Определение наиболее эффективных путей и механизмов такого корректирования и будет составлять одну из ключевых задач исходного периода каденции нового главы государства.
В то же время будущая смена руководства государства может сопровождаться слишком значительными рисками как экономического, так и политического характера. В наиболее обобщенном виде их можно определить как угрозы:
— резкого снижения эффективности системы государственной власти вплоть до реальной потери дееспособности вследствие ее неоправданно масштабного и неквалифицированного кадрового обновления;
— дезорганизации экономической деятельности и расбалансирования рыночных механизмов вследствие нового масштабного перераспределения собственности и изменения правил функционирования хозяйственных субъектов;
— потери управляемости общественно-политическими процессами и, как следствие, общественной и социальной дестабилизации, возникновения угрожающих центробежных тенденций вплоть до опасности нарушения территориальной целостности и суверенитета Украины.
Вероятность таких очень нежелательных сценариев значительно повышается тем, что уже на протяжении довольно долгого времени сохраняется состояние острого политического противостояния между силами, в составе и во главе которых ныне находятся главные претенденты на украинскую «шапку Мономаха». Из-за этого основные усилия сторон направлены на постоянный обмен ударами, подобно поединку двух боксеров-тяжеловесов. Правда, зрителям не будет известно — по крайней мере до ноября, кто из них В. Кличко, а кто Л. Льюис. Однако в отличие от боксерского поединка, где соперники рискуют исключительно собственным здоровьем, политический поединок в Украине несет непосредственную опасность, а кое-где уже и причиняет реальный вред обществу и государству. В этом контексте стоит вспомнить события в Донецке, Львове, а также в Верховной Раде с их отзвуком в Страсбурге.
Самое неприятное то, что за нынешними политическими баталиями вне поля зрения как ведущих политических сил, так и общества в целом остается то, каким именно образом, в каком стратегическом направлении и какой «властной командой» будет проводится политический курс нового руководства государства. Это в полной мере касается как сил, которые в общем ориентируются на преемственность действующей власти, так и тех, которые декларируют свою альтернативность.
Для того, чтобы должным образом оценить существующее состояние проблемы, целесообразно обратиться к реальной политической практике стран развитой демократии. Уже сейчас в США, где президентские выборы состоятся даже несколько позже чем в Украине, основные политические силы в общем сформировали и обнародовали ключевые тезисы своих предвыборных платформ. Именно вокруг них и развертывается общественная дискуссия и проводятся прения претендентов на власть. Аналогичная политическая практика свойственна и для европейских демократий. При этом основные политические силы исходят не столько из своих идеологических установок, сколько, в первую очередь, из неотложных общественных проблем. Ярким примером можно считать кардинальную коррекцию стратегического курса Германии в социальной политике, которая осуществляется ныне правящей социал-демократической партией и непосредственно канцлером ФРГ Г. Шредером. Социал-демократы Германии, которые всегда отстаивали социальные приоритеты государственной политики, ныне фактически реализуют демонтаж «социального государства общего благосостояния».
Следовательно, отечественные политические силы и, соответственно, кандидаты в президенты, должны четко определить свою позицию по ключевым проблемам социально-экономического и общественно-политического развития Украины и дать обществу свои предложения о путях, средствах и ресурсах их решения. Считаем, что к таким приоритетным задачам относятся в первую очередь:
1. Сохранение и, желательно, дальнейшее повышение темпов экономического роста, которые были достигнуты на протяжении 2000—2003 гг., а также осуществление соответствующих структурных изменений с целью введения иновационно-инвестиционной модели экономического развития.
2. Кардинальное усиление социальной направленности экономических реформ и разрешение наиболее острых социальных проблем, в первую очередь преодоление массовой бедности, утверждение в Украине современного среднего класса, уменьшение неоправданной дифференциации доходов и распределения собственности.
3. Повышение конкурентоспособности отечественной экономики на основании совершенствования рыночных механизмов и системы государственного регулирования экономических процессов, создание благоприятных условий для развития среднего и малого бизнеса, а также выработка и проведение целенаправленной государственной политики по регулированию и стимулированию развития крупного национального капитала с целью исправления его нынешней деформированности и превращения в локомотив украинской экономики и ключевой субъект экономической конкуренции Украины с другими странами.
4. Введение в Украине эффективной и политически ответственной системы государственной власти, которая бы действительно отвечала европейским нормам и стандартам, в первую очередь — в сфере гарантирования прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечивала дальнейшую демократизацию украинского общества и государства путем существенного повышения роли представительных институтов, прежде всего Верховной Рады Украины, в выработке и реализации государственной политики.
5. Утверждение в Украине гражданского общества, присущего устоявшимся европейским демократиям, содействие укреплению партийной системы и укоренению в Украине нескольких мощных парламентских политических партий, способных брать на себя ответственность за эффективное функционирование государственной власти, а также создание необходимых условий широкой и свободной общественной дискуссии, выражение гражданами своих взглядов и убеждений, в первую очередь — через независимые средства массовой информации.
6. Практическая реализация европейского выбора как основы внешнеполитического курса Украины, которая базируется на последовательном достижении обществом и государством европейских норм и стандартов в экономике, уровне благосостояния широких слоев населения, в других сферах общественной жизни. С этой целью необходимо четко определиться с украинской политикой, прежде всего, в отношении Российской Федерации и США, без чего невозможно создание необходимых условий для реального интегрирования Украины в сообщество европейских демократий.
Считаем принципиально важным, чтобы кандидаты в президенты не ограничились декларированием отмеченных задач в своих предвыборных платформах, а предложили обществу реальную программу их решения, подкрепленную конкретными планами, мероприятиями и ресурсами. Политический истеблишмент Украины и общество в целом должны быть уверены в том, что новый президент и его команда действительно будут стремиться и, что главное, будут способны избежать вышеупомянутых опасностей, связанных с будущими ротациями на высших ступенях руководства государства, и в то же время смогут обеспечить успешное продвижение украинского государства в течение следующего пятилетия.
К великому сожалению, пока что отсутствуют сколько-нибудь убедительные свидетельства того, что основные вероятные кандидаты (как от власти, так и от оппозиции) реально проникаются этими жизненно важными для дальнейшей судьбы независимой Украины проблемами и способны через несколько месяцев перейти к их непосредственному решению. Ситуация неопределенности в перспективах дальнейшего государственного курса уже ныне приводит к слишком опасным проявлениям, которые могут угрожать суверенитету и территориальной целостности государства. В частности, полностью разделяя обеспокоенность лидеров крымскотатарского национального движения в отношении обеспечения социально-экономических и этнополитических потребностей крымских татар, считаем опасным новое разыгрывание карты национальной автономии в Крыму. Еще большую обеспокоенность вызывают все более настойчивые попытки навязывания населению западных областей идеологем в отношении их некоей обособленности и возможного образования так называемого Галицкого государства.
До официального начала избирательной кампании, согласно действующему законодательству, осталось три месяца. Хотелось бы надеяться, что за этот период ведущие политические силы и их кандидаты на должность главы государства таки смогут дать четкие и достаточно убедительные ответы на принципиальные вопросы, которые ныне тревожат украинское общество. Лелеем также надежды, что времена «выбора сердцем» в Украине наконец прошли и основным критерием для избрания президентом станет уверенность как элиты, так и широкой общественности в дееспособности и эффективности кандидата на высшую государственную должность. В то же время нынешние фавориты президентской гонки должны осознавать, что их сегодняшняя отстраненность от ключевых и жизненно важных общественных вопросов создает слишком благоприятную среду для того, кто, в отличие от них, продемонстрирует свою способность решить эти задачи. В Украине на протяжении довольно долгого времени ведутся дискуссии о так называемой «третьей силе». Ныне могут почти мгновенно создаться условия, когда появление такой силы станет общественной необходимостью.