Перейти к основному содержанию

Хомо запиенс — сам себе режиссер

23 января, 00:00

...Как только я включила телевизор, на меня в упор посмотрел преданными глазами чернобровый Терминатор... с автоматом, направленным на меня. Зачем же сразу так радикально? Переключила. На другом канале ходячий умывальник вещал, что тетя Ася уехала и теперь надо стирать только «Бонуксом». Я согласилась. Отогнав прочь серые мысли о домашних обязанностях, нажала на пульт в третий раз. Там мне почему-то улыбалась тетя Ася. «Она же уехала», — подумала я и снова переключила. С четвертого канала ко мне обращалась «говорящая голова». Так как проблема отмывания грязных денег, о которой шла речь, была для меня не очень актуальна, я переключила еще раз. Опять передо мной предстал Терминатор — на этот раз в ипостаси губернатора штата Калифорния. И пусть кто-то докажет, что власть оружием (хотя бы и киношным) не захватишь! С наивной уверенностью, что на шестом канале я все же найду что-то стоящее внимания, вижу старательно целующуюся парочку. А потом были «Девичьи слезы»... на седьмом канале. На восьмом логику поцелуев и девушек, которые после этого плачут, нарушил Якубович в национальном костюме калмыка. Он таинственным голосом известил, что пока дядя Вася из Ханты-Мансийска вспоминает задание третьего тура, мы выясним, благодаря чему у друга-бобра целых два белых зуба...

Хомо запиенсами Виктор Пелевин назвал людей, виртуозно и сосредоточенно щелкающих с канала на канал. В своем романе «Generation II» российский писатель описал данное явление как «фильм о съемках другого фильма, который показывают по телевизору в пустом доме».

С английского «заппинг» переводится как непрерывное перескакивание с одной программы на другую. Сначала люди таким образом избегали рекламы. Когда же хитрые телевизионщики стали крутить «тетю Асю и ее друзей» синхронно по всем каналам, деваться стало некуда. И мы начали бегать от всего: от рекламы, от новостей, от сериалов и, наконец, от самих себя. Телезритель не может сделать выбор из предложенных ему телепрограмм. Он смотрит все понемногу. Именно смотрит, а не выбирает. Даже если и наталкивается на интересную телепрограмму, то уделит ей ровно столько же внимания, сколько и всем остальным. Такое себе «пролистывание»: ни одна альтернатива не использована, ни одна альтернатива не упущена.

Мы, Хомо запиенсы, — сами себе и режиссеры, и сценаристы, и постановщики... Мы создаем собственные шедевры, которые никто не в состоянии трактовать, осмыслить, даже мы сами.

Каждый раз мы внимательно следим, чтобы ничего не осталось без нашего внимания. И когда с чувством выполненного долга засыпаем, то непременно с пультом в руках. И во сне Ундина начинает играться с туалетным «утенком», политик гонять в футбол в деловом костюме, Джеки Чан с трибуны Верховной Рады предлагать новый прогрессивный препарат для похудения...

И на следующий день, в который раз проходя мимо старого домашнего фортепьяно, кто- то из нас даже не вспомнит, что кроме кнопок телевизионного пульта бывают еще и другие клавиши...

КОММЕНТАРИЙ

Елена ГЛАДКАЯ, медицинский психолог:

— Насколько мне известно, полноценные исследования природы «заппинга» не проводились, хотя проблема довольно серьезная. Это явление встречается, наверное, у половины телезрителей. Этиологию «заппинга» можно рассматривать по-разному. Первый вариант: человек может смотреть телевизор для того, чтобы отключиться от своих проблем, а «клацанье» по каналам происходит машинально. Второй вариант: человек не знает, что именно он хотел бы в данный момент посмотреть. Третий вариант: когда у человека неустойчивая психика, ему присуща слабая концентрация внимания, быстрый переход с одного вида деятельности на другой, рассеянность. «Заппинг» также может быть попыткой трансформировать свое внутреннее состояние (беспокойство, стресс) во внешнюю деятельность, в данном случае — в бессмысленное переключение с канала на канал.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать