Пособие для медиа- инфицированных
Книга известного американского медиаэксперта Дугласа Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» в США вышла еще в 1994 году. Тем не менее русский ее перевод, появившийся в этом году, пришелся как нельзя кстати: многое из того, что для западных СМИ уже стало историей, на постсоветском медиа-пространстве наблюдается только сейчас. Хотя девиз московского издательства «Ультра. Культура», в котором вышла книга, — «Все, что ты знаешь, — ложь» — заставляет относиться к ней довольно критично.
Для начала Рашкофф — ни много ни мало — ставит под сомнение способность современных медиа заниматься прямыми манипуляциями общественным сознанием: «Все мы начали понимать, из каких ингредиентов слагаются эти махинации». Методы работы меняются — теперь подрывные концепции прячут под вкусной оболочкой. Причем, считает эксперт, молодым медиастратегам, самим воспитанным медиа, это, в частности, позволяет «продвигать» в зрительскую среду и контркультурные идеи, подтачивающие традиционные общественные устои. Кто бы мог подумать, что в какой-нибудь детской программе завуалированно обсуждается образ жизни геев или что в «Симпсонах» (этот мультфильм, кстати, пользовался немалой популярностью и у нас, в Украине) воплощено психоделическое мировосприятие? Тем не менее, отмечает исследователь, «фактически детское телевидение и MTV — удобнейшие точки для запуска «контркультурных баллистических ракет». Так что беспокойство наших защитников морали, часто обвиняемых топ-менеджерами отечественных СМИ в популизме, все же имеет под собой основание.
Свой объект исследования — медиасобытия, способные вызвать реальные социальные перемены, Рашкофф определяет как медиавирусы. Причем не метафорически, а буквально. Точно так же, как биологический вирус проникает в организм и, прилепившись к здоровой клетке, вводит ей внутрь свой генетический код, медиавирусы служат разносчиками идеологических кодов. По классификации Рашкоффа, медиавирусы делятся на три типа. Первые — «рекламные трюки, или выходки медиаактивистов», которые запускаются намеренно с целью распространения товара или идеологии. Вторые — так называемые «вирусы-тягачи» — запускаются не обязательно намеренно, но мгновенно используются кем-нибудь для продвижения собственных идей (пример — сексуальный скандал, связанный с приверженцем одной из политических партий, используется политическими противниками и проецируется на ценности всей партии). И третий вид — «самозарождающиеся медиавирусы», которые, можно сказать, гуляют сами по себе, но оказывают значительное влияние на общественное мнение. Как считает Рашкофф, самое незначительное медиасобытие, пройдя через построенную на автокомментариях информационную сферу, может привести к настоящей культурной буре. Медиавирус — не обязательно зло, однако он «может быть разработан с целью борьбы против той или иной политической партии, религии, общественного института, экономики, рода бизнеса или даже целого мировоззрения», отмечает исследователь. В ходе изучения природы медиавируса в поле зрения автора попадают и предвыборные кампании американских политиков, и детские шоу, и попытки (не всегда безобидные для общественной морали) т. н. альтернативных медиа противостоять корпоративным интересам.
Прочитав книгу, остается лишь согласиться с автором, что игнорировать медиавирусы слишком поздно, вы уже заражены. Ведь даже не смотря телевизор и не читая газет, нельзя оставаться вне влияния медиа — не напрямую, так рикошетом все равно достанется. И в этих условиях просто наблюдать за медиа — непродуктивно. Для того, чтобы защищать свои ценности, приходится так или иначе соучаствовать в них...
Выпуск газеты №:
№226, (2003)Section
Медиа